19 Март 2011

Финансовое право Российской Федерации




Аудиторская организация может быть создана в

любой организационно-правовой форме, за исключением открытого ак-

ционерного общества. Не менее 50% кадрового состава аудиторской ор-

ганизации должны составлять граждане РФ, постоянно проживающие на

территории РФ, а в случае, если руководителем организации является

иностранный гражданин, — не менее 75 %. В штате аудиторской органи-

зации должно состоять не менее 5 аудиторов. (ст.4)

Аудиторская тайна. Аудиторские организации и индивидуальные

предприниматели обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц

и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги; обязаны

обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и (или)

составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не

вправе передавать указанные сведения и документы или их копии лицам

либо разглашать их без письменного согласия организаций и (или) ин-

дивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществлялся

75

аудит, и оказывались сопутствующие аудиту услуги, за исключением

случаев, предусмотренных законом «Об аудиторской деятельности» и

другими федеральными законами.

Федеральный орган исполнительной власти (уполномоченный фе-

деральный орган), осуществляющий государственное регулирование ау-

диторской деятельности, и иные лица, получившие доступ к сведениям,

составляющим аудиторскую тайну, обязаны сохранять конфиденциаль-

ность в отношении таких сведений. В случае разглашения аудиторской

организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федераль-

ным органом, а также иными лицами, получившими доступ к сведениям,

составляющим аудиторскую тайну, аудируемое лицо или лицо, которо-

му оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также аудиторские ор-

ганизации и индивидуальные предприниматели вправе потребовать от

виновного лица возмещение причиненных убытков (ст.8).

Правила (стандарты) аудиторской деятельности — единые требова-

ния к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и

оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку

подготовки аудиторов и оценке их квалификации. Правила (стандарты)

аудиторской деятельности подразделяются на:

- федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;

- внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, дей-

ствующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также пра-

вила (стандарты) аудиторских организаций и индивидуальных аудито-

ров.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности яв-

ляются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных

аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в

отношении которых указано, что они имеют рекомендательный харак-

тер. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности ут-

верждаются Правительством Российской Федерации.

Профессиональные аудиторские объединения вправе, если это

предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов правила

(стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить

федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности и требо-

вания которых не могут быть ниже требований федеральных правил

(стандартов) аудиторской деятельности и правил профессионального ау-

диторского объединения, членами которых они являются.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе ус-

танавливать для своих членов правила (стандарты) аудиторской дея-

тельности, которые не могут противоречить федеральным правилам

(стандартам) аудиторской деятельности и требования которых не могут

быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской

деятельности. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в

соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных

76

правовых актов Российской Федерации и федеральных правил (стандар-

тов) аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы

и методы своей работы, за исключением планирования и документиро-

вания аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторско-

го заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральны-

ми правилами (стандартами) аудиторской деятельности (ст.9).

Аудиторское заключение представляет собой официальный доку-

мент, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской)

отчетности аудируемых лиц, и составленный в соответствии с федераль-

ными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержа-

щий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организа-

ции или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бух-

галтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка веде-

ния его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Форма, содержание и порядок представления аудиторского заключения

определяются федеральными правилами (стандартами) аудиторской дея-

тельности (ст. 10).

Заведомо ложное аудиторское заключение — аудиторское заключе-

ние, составленное без проведения аудиторской проверки или составлен-

ное по результатам такой проверки, но явно противоречащее содержа-

нию документов, представленных для аудиторской проверки и рассмот-

ренных аудиторской организацией или индивидуальным аудитором в

ходе аудиторской проверки.