19 Март 2011

Финансовое право Российской Федерации




По итогам данных мероприятий разрабатываются соот-

ветствующие отчеты и доклады, направляемые странам-участницам для

передачи соответствующим компетентным органам. Своеобразным ин-

струментом противодействия легализации доходов, полученных пре-

ступным путем, является, так называемый, «Черный список» стран, не

сотрудничающих со странами-участниками FATF в противодействии с

легализацией капиталов, полученных преступным путем. Первый такой

список был опубликован в июне 2000 года. В него вошли такие страны

как Багамские острова, Кайманов острова, острова Кука, Доминика,

Маршалловы острова, Науру, Ниуе, Панама, Сент-Киттс и Невис, Сент-

Винсент и Гринадины, Филиппины, Лихтенштейн, а также Российская

Федерация. Осенью 2002 года Россия была исключена из этого списка. В

настоящее время оценки систем по противодействию легализации дохо-

дов, полученных преступным путем, осуществляется FATF с Междуна-

родным Валютным Фондом и Международным Банком Реконструкции и

Развития. В тех ситуациях, когда проблемы организации систем проти-

водействия легализации доходов, полученных преступным путем и фи-

нансированию терроризма эффективно не разрешаются FATF выдвигает

предложения о принятии экономических санкций в отношении данных

государств.

Такие санкции, в частности, были введены в отношении Науру в

2001 году и в 2002 в отношении Украины. В феврале 2004 года пленар-

ное заседание FATF приняло решение о снятие санкций, введенных про-

тив Украины.

FATF стремиться обеспечить увеличение числа своих членов, в

первую очередь посредством присоединение стран, которые могли бы

сыграть важную роль в конкретных регионах в борьбе с легализацией

преступных доходов. с этой целью выработан ряд критериев, на основа-

нии которых осуществляется прием в состав членов данной организа-

ции. Наиболее важными критериями, на наш взгляд, являются следую-

щие:

• наличие политической воли для выполнения Рекомендаций 1996

г. в течение установленного трехгодичного срока;

• проведение ежегодных самопроверок и прохождения двух раун-

дов проверок, осуществляемых членами организации по отношению

друг к другу;

• полноправное членство и активное участие в работе соответст-

вующего регионального органа типа FATF (если он существует), готов-

72

ность к сотрудничеству с FATF и готовность, при необходимости, при-

нять на себя руководство работой по созданию такого органа;

• признание уголовными преступлений, связанных с легализацией

доходов, полученных посредством торговли наркотиками, а также по-

средством совершения других тяжких уголовных преступлений;

• введение обязательного требования, предусматривающего иден-

тификацию финансовыми учреждениями своих клиентов и представле-

ние отчетности о необычных или подозрительных сделках.

Во многих государствах были образованы специализированные

структуры, осуществляющие противодействие легализации доходов, по-

лученных преступным путем. В частности, функционирует неформаль-

ная международная организация, именуемая группа «ЭГМОНТ»39.

На четвертом заседании группы «Эгмонт» в ноябре 1996 года в

Риме была выдвинута формулировка определения «Подразделение фи-

нансовой разведки». В соответствии с данным определением, подразде-

ления Финансовой разведки представляют собой центральные государ-

ственные структуры, ответственные за получение, анализ и переадреса-

цию компетентным правоохранительным органам страны информации,

относящейся к доходам, в отношении которых есть основание подозре-

вать их криминальное происхождение.

Комитет по Финансовому мониторингу России был принят в

группу «Эгмонт» в июне 2002 года. В настоящее время данная организа-

ция объединяет 84 страны-участницы и представляется, что деятель-

ность данной группы, в первую очередь, связанная с обменом информа-

ции, может иметь позитивные перспективы.

В соответствии с Указом Президента РФ 9 марта 2004 года «О

системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Ко-

митет по финансовому мониторингу РФ преобразован в Федеральную

службу по финансовому мониторингу, причем функции данного госу-

дарственного органа сохранились в полном объеме, изменения косну-

лись правового положения и внутренней структуры. Преобразование за-

вершено в 2004 г.

Центральный банк Российской Федерации в качестве органа

государственного управления обладает функцией надзора за банковской

деятельностью. Банк, в пределах предоставленных ему полномочий, не-

зависим в своей деятельности, никакие органы государственной власти

не имеют права вмешиваться в осуществление им установленных зако-

ном функций.