19 Март 2011

Финансовое право Российской Федерации




Решения законодателя

при этом представляются оптимальными: вся юридическая конструкция,

созданная для организации противодействия легализации доходов, по-

лученных преступным путем, при сохранении данной задачи была сори-

ентирована также на противодействие финансирование терроризма37.

36 см. www.kmf.ru — официальный сайт Комитета по финансовому мониторингу.

37 См. СЗ РФ 2002 № 30, ст.3029.

68

Было изменено название закона, а также изменена структура ста-

тьи 6. В статье 7 текст об обязанностях был дополнен текстом о правах.

Важно отметить, что закон зафиксировал право банков отказывать в от-

крытии счета в случае отказа клиента от предоставления необходимой

для проверки информации. Данная статья была так же дополнена пунк-

тами, касающимися вопросов приостановление операций по счетам, вы-

зывающим подозрение. Положения данной нормы, таким образом, из-

менили и уточнили содержание второго пункта статьи 845 Гражданского

кодекса Российской Федерации, трактующего об обязанности банка за-

ключить договор с клиентом, обратившимся с предложением открыть

счет на объявленных банкам для открытия счетов данного вида услови-

ях. В тексте данного положения Гражданского кодекса определено, что

«банк не вправе отказать в открытии счета… за исключением случаев,

когда такой отказ вызван отсутствием у банка возможности принять на

банковское обслуживание либо допускается законом или иными право-

выми актами». Именно последнее положение конкретизировано законом

30 октября 2002 года.

Федеральным законом 30 октября 2002 года № 112 ФЗ «О внесе-

нии дополнений и изменений в Кодекс РФ об административных право-

нарушениях» Комитету по финансовому мониторингу предоставлено

право наложения штрафов на должностных и юридических лиц за нару-

шения в части фиксирования и предоставления информации о финансо-

вых операциях. Постановлением Правительства Российской Федерации

7 апреля 2003 года №199 Комитету предоставлены полномочия прини-

мать решения у нежелательности пребывания иностранных граждан или

лиц без гражданства на территории России.

Таким образом, подготовленный и апробированный юридический

инструмент мог быть использован для решения новой, не менее акту-

альной задачи. При этом адекватно было учтено, что политический тер-

роризм тесно кооперируется с транснациональной организованной пре-

ступностью, террористические организации взаимодействуют с между-

народными криминальными объединениями. Данные направления про-

тивоправной деятельности часто сливаются, так как террористические

организации для финансирования своей деятельности используют неза-

конную торговлю наркотиками, незаконную торговлю оружием, похи-

щение людей, другие криминальные действия. Методика легализации

таких доходов, используемая политическими террористическими орга-

низациями и криминально-уголовными структурами в принципе едина.

Указом Президента Российского Федерации № 409 от 8 апреля

2003 года были внесены дополнения и изменения в Указ Президента

Российской Федерации от 1 ноября 2001 года. Существо означенных до-

полнений и изменений заключалось в том, что перед Комитетом по фи-

нансовому мониторингу, как это следует из вышесказанного была по-

ставлена новая и весьма существенная задача — противодействие финан-

сированию терроризма. Формально изменения текста Указа заключалось

69

в дополнение его названия и нескольких абзацев отдельных пунктов

текста указанием на противодействие финансированию терроризма. По

существу же означенные изменения представляли собой серьезное рас-

ширение сферы применения закона 7 августа 2001 года и расширения

компетенции Комитета по финансовому мониторингу.

На Комитет, таким образом, возлагалась обязанность аккумулиро-

вать и анализировать информацию о любых операциях с денежными

средствами и иным имуществом, в отношении участников которых

имеются основания подозревать их в связях с террористическими орга-

низациями и участии в их финансировании.

В настоящее время функционируют территориальные органы Ко-

митета по финансовому мониторингу, именуемые Межрегиональными

управлениями Комитета по финансовому мониторингу Российской Фе-

дерации. Они прошли государственную регистрацию и действуют во

всех семи Федеральных округах Российской Федерации.

Комитет по финансовому мониторингу Российской Федерации ин-

тенсивно взаимодействует с международными организациями, осущест-

вляющими противодействие легализации доходов полученных преступ-

ным путем и финансированию терроризма, в частности с Financial Action

Task Force (FATF).