19 Март 2011

Финансовое право Российской Федерации




К надзорным органам в данной

сфере согласно Указу от 1 ноября 2001 года были отнесены Централь-

ный банк России, Министерство финансов России, Федеральная комис-

сия ценных бумаг.

Управление международного сотрудничества обеспечивало осу-

ществление сотрудничества с компетентными органами иностранных

государств и международными организациями в сфере противодействия

легализации доходов, полученных преступным путем, а также участие

Комитета в деятельности международных организаций, изучает между-

народный опыт и практику противодействия легализации доходов, по-

лученных преступным путем.

Юридическое управление осуществляло работу по правовому

обеспечению деятельности Комитета по финансовому мониторингу РФ

по вопросам, входящим в его компетенцию, а также осуществляло пра-

вовую экспертизу, подготавливаемых Комитетом нормативных право-

вых документов и участвовало в подготовке проектов федеральных за-

конов и иных нормативных актов, связанных с компетенцией Комитета

по финансовому мониторингу.

На Управление безопасности были возложены задачи, связанные с

обеспечением защиты информации, относимой к государственной тайне

и конфиденциальной информации.

Кроме того, в составе Комитета функционировало Управление де-

лами и кадров, на которое помимо осуществления документационного

обеспечения деятельности и подбора кадров была возложена организа-

ция работы с обращениями граждан. Соответственно заявления, посту-

павшие от физических лиц, проходили первичную обработку в назван-

ном управлении, регистрировались и направлялись на рассмотрение ру-

ководству Комитета, либо руководству структурного подразделения, в

компетенцию которого входит данный вопрос. Так, в течении 2003 года,

в Управление поступило 66 письменных обращений граждан, из них 5

анонимных. По своему содержанию поступившие обращения разделя-

лись на следующие группы:

• о возможных финансовых нарушениях и незаконных операциях

- 22 обращения;

• о порядке постановке на учет и взаимодействии с правоохрани-

тельными и налоговыми органами — 12 обращений;

• о трудоустройстве в Комитет и его территориальные органы — 8

обращений;

• письма обманутых вкладчиков — 3 обращения;

• просьбы об исключении граждан из Перечня организаций и лиц,

в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской

деятельности — 2 обращения;

• прочие — 13 обращений.

67

По рассмотрении этих документов двадцать одно обращение фи-

зических лиц было направлено в Генеральную прокуратуру Российской

Федерации для рассмотрения в порядке общего надзора с извещением

заявителей36.

Положением «О предоставлении информации в Комитет Россий-

ской Федерации по финансовому мониторингу организациями, осущест-

вляющими операции с денежными средствами и иным имуществом» 17

апреля 2002 года было определено, что в состав операций подлежащих

обязательному контролю входят операции представляющие собой скуп-

ку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, юве-

лирных изделий из них и лома таких изделий, операции связанные с

проведением лотерей, тотализаторов и иных игр, в которых организатор,

разыгрывает призовой фонд между участниками, в том числе игр в элек-

тронном виде, а также денежные операции, осуществляемые организа-

циями, управляющими инвестиционными фондами и негосударствен-

ными пенсионными фондами.

В связи с принятием Федерального закона «О противодействии

экстремистской деятельности» 25.07.2002 г. в закон 7 августа 2001 года

были внесены изменения, в соответствие с которыми обязательному

контролю подлежат такие операции как: зачисление или перевод на счет

денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), опе-

рации с ценными бумагами в случае, если хотя бы одно из сторон явля-

ется экстремистской организацией либо физическим лицом, в отноше-

нии которого имеется вступивший в законную силу приговор суда о

признание его виновным в совершении преступления экстремистской

направленности, либо организация, прямо или косвенно находящаяся в

собственности или под контролем таких организаций или лица, либо фи-

зическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указа-

нию таких организаций или лица».

Обозначенная данными изменениями политическая тенденция по-

лучила дальнейшее развитие.

В октябре 2002 года был принят Федеральный закон «О внесении

изменений и дополнений в Федеральный закон «О противодействии ле-

гализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»

(№ 131-ФЗ). Этим актом наряду с механизмом противодействия легали-

зации доходов, полученных преступным путем, создавался механизм

противодействия финансированию терроризма.