19 Март 2011

Финансовое право Российской Федерации




Цель внутреннего контроля – выявление операций, под-

лежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными

средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (от-

мыванием) доходов, полученных преступным путем или финанси-

рованием терроризма.

Работники Комитета по финансовому мониторингу России

при исполнении возложенных на них обязанностей несут установ-

ленную законодательством РФ ответственность за разглашение

ставших им известными сведений, связанных с его деятельностью и

составляющих служебную, банковскую, налоговую или коммерче-

скую тайну.

Законодательно установлен запрет на информирование клиентов и

иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации доходов,

полученных преступным путем. Кроме того, в статье 8 данного закона

точно установлено, что предоставление по запросу уполномоченного ор-

гана информации и документов органами государственной власти РФ и

ее субъектов, органами местного самоуправления, а также Центральным

банком РФ в целях и порядке, предусмотренных законом, не является

нарушением служебной, банковской, налоговой и коммерческой тайны.

Соответствующие изменения внесены в статью 26 действующего Феде-

рального закона «О банках и банковской деятельности».

Заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой своих

нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в установ-

ленном законом порядке. При этом вред, причиненный физическим и

юридическим лицам незаконными действиями Комитета по финансово-

му мониторингу России или его работниками в связи с выполнением

своих функций, подлежит возмещению за счет средств федерального

бюджета в соответствии с законодательством РФ.

Фактическая работа Комитета по финансовому мониторингу осу-

ществлялась с 1 февраля 2001 года, когда он начал принимать информа-

65

цию о финансовых операциях, требующих контроля, от банков и иных

организаций в соответствии с Постановлением Правительства РФ от

17.04.2002 №245 «Об утверждении положения о представлении инфор-

мации в Комитет РФ по финансовому мониторингу организациями,

осуществляющими операции с денежными средствами и другим имуще-

ством».

Данный документ определял, что информация в Комитет по фи-

нансовому мониторингу предоставляется организациями, осуществ-

ляющими операции с денежными средствами или иным имуществом. К

таковым организациям были отнесены: кредитные организации; компа-

нии профессиональные участники рынка ценных бумаг; страховые ком-

пании; лизинговые компании; организации федеральной почтово-

телеграфной связи; ломбарды.

Указанный документ достаточно детально регламентировал поря-

док предоставления информации в комитет РФ по финансовому монито-

рингу, причем им было предусмотрена юридическая ответственность,

следующая за невыполнением предписаний Положения. Так, нарушения

организациями, действующими на основании лицензий, требований,

связанных с порядком предоставления информации может повлечь от-

зыв лицензии в порядке, предусмотренном законодательством Россий-

ской Федерации.

В соответствии с вышеназванным Указом Президента РФ от 1 но-

ября 2001 года, Комитет по финансовому мониторингу имел следую-

щую, на наш взгляд обоснованную и логичную, структуру.

Информационно-технологическое управление обеспечивало созда-

ние единой информационной системы и ведение федеральной базы дан-

ных в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полу-

ченных преступным путем, а также осуществляло работу по сбору и об-

работке информации об операциях с денежными средствами или иным

имуществом, подлежащим контролю в соответствии с законодательст-

вом Российской Федерации, и формированию информационных ресур-

сов, относящихся к ведению Комитета.

Управление финансового анализа осуществляло в установленном

порядке анализ и проверку информации об операциях с денежными

средствами или иным имуществом, подлежащим контролю в соответст-

вии с законодательством Российской Федерации о противодействии ле-

гализации доходов, полученных преступным путем. В задачи данного

подразделения входило направление соответствующей информации в

правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией.

Управление надзорной деятельности обеспечивало контроль за

исполнением организациями, осуществляющими операции с денежными

средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых от-

сутствуют надзорные органы, законодательства в области противодейст-

вия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем,

а также взаимодействие с надзорными органами по вопросам организа-

66

ции надзорной деятельности в сфере противодействия легализации до-

ходов, полученных преступным путем.