19 Март 2011

Финансовое право Российской Федерации




Подобную конструкцию – «система

наблюдения», применительно к иным видам юридического мониторинга

предлагает, кстати, наиболее авторитетное отечественное юридическое

энциклопедическое издание.34

Приемлемо, на наш взгляд, и такое определение: финансовый мо-

ниторинг – система аккумуляции и аналитической обработки информа-

ции об определенных операциях с денежными средствами и иным иму-

ществом, в отношении которых есть основания подозревать легализа-

цию доходов, полученных преступным путем или финансирование тер-

роризма, с целью представления информации об этих операциях госу-

дарственным правоохранительным органам и международным структу-

рам, осуществляющим борьбу с организованной преступностью.

Из вышесказанного следует, что полицейские функции, то есть непо-

32 См. www.kfm.ru — официальный сайт Комитета по финансовому мониторингу РФ.

33 см. Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь, Изд. 6-е, М. 2000 г., с. 493.

34 См. Юридическая энциклопедия /Под ред. Б.Н. Топорнина. М. 2001 с. 541 – 542.

63

средственно борьба с преступностью, равно как и разведывательные функ-

ции не свойственны Комитету по финансовому мониторингу. Тем не менее,

в средствах массовой информации применительно к данному органу ис-

полнительной власти систематически используются юридически неадек-

ватные наименования – «финансовая полиция», «финансовая разведка».35

В Указе Президента Российской Федерации 1 ноября 2001 года

были сформулированы основные задачи Комитета по финансовому мо-

ниторингу в качестве федерального органа исполнительной власти,

уполномоченного осуществлять меры по противодействию легализации

доходов, полученных преступным путем. Таковыми были определены:

• сбор, обработка и анализ информации об операциях с денежны-

ми средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответ-

ствии с законодательством РФ (перечень таких операций установлен

ст.6 Закона);

• создание единой информационной системы и ведение феде-

ральной базы данных в сфере противодействия легализации (отмыва-

нию) доходов, полученных преступным путем;

• направление соответствующей информации в правоохранитель-

ные органы в соответствии с их компетенцией при наличии достаточных

оснований, свидетельствующих о том, что операция, сделка связаны с

легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем;

• осуществление в соответствии с международными договорами

РФ взаимодействия и информационного обмена (па основании запросов

либо по собственной инициативе) с компетентными органами иностран-

ных государств в сфере противодействия легализации (отмыванию) до-

ходов, полученных преступным путем; но передача информации, свя-

занной с выявлением, изъятием и конфискацией доходов, полученных

преступным путем, компетентным органам иностранного государства

осуществляется лишь, когда она не наносит ущерба интересам нацио-

нальной безопасности России и может позволить указанным органам

этого государства начать расследование или сформулировать запрос;

• представление РФ в международных организациях по вопросам

противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных пре-

ступным путем.

Основной функцией Комитета по финансовому мониторингу Рос-

сии является проведение обязательного контроля, т.е. реализация сово-

купности принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за

операциями с денежными средствами или иным имуществом, осуществ-

ляемому на основании информации представляемой ему организациями,

проводящими такие операции, а также по проверке этой информации в

соответствии с законодательством РФ.

35 См. www.rian.ru — официальный сайт РИА «Новости».

64

Информация по операциям, подлежащим обязательному контро-

лю, а также по операциям, в отношении которых возникают подозрения

об их осуществлении с целью легализации доходов, полученных пре-

ступным путем, представляется организациями Комитету по финансо-

вому мониторингу не позднее окончания рабочего дня, следующего за

днем совершения соответствующей операции.

В целях проверки достоверности получаемой информации Ко-

митет вправе направлять в организации письменные запросы о

представлении информации по вышеуказанным операциям. Ин-

формацию и документы по данным операциям организации должны

представлять в течение 5 рабочих дней со дня получения соответст-

вующего запроса. Указанная информация в порядке, определенном

статьей 7 Закона от 7 августа 2001 г. предоставляется на основании

проведения внутреннего контроля деятельности организаций, осу-

ществляющих операции с денежными средствами или иным имуще-

ством.