19 Март 2011

Финансовое право Российской Федерации




постоянный контроль в организациях, определенных

постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января

1999 г. № 64 «Об организациях, в которых осуществляется постоянный

контроль за добычей, производством, переработкой, использованием,

учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней»30, и

периодический контроль во всех организациях, осуществляющих ука-

занную деятельность, независимо от организационно-правовых форм, в

том числе в воинских частях и формированиях, а также у индивидуаль-

ных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными ме-

таллами и драгоценными камнями.

30 См.: СЗ РФ от 25 января 1999 г., № 4, ст. 556.

61

Непосредственно пробирный надзор осуществляется территори-

альными государственными инспекциями. Аппарат госинспекций, осу-

ществляющий пробирный надзор, экспертизу музейных и архивных

ценностей, постоянный и периодический контроль за использованием

драгоценных металлов и драгоценных камней на территории Российской

Федерации, в настоящее время насчитывает более 700 человек, в том

числе 430 человек производственного персонала и 230 сотрудников ап-

парата управления, имеющих высшее, среднее техническое и среднее

образование.

В государственных инспекциях пробирного надзора имеются про-

изводственные участки по опробованию, механическому, электроискро-

вому и лазерному клеймению изделий, химические лаборатории, под-

разделения музейных экспертов и контрольного аппарата.

В соответствии с Федеральным Законом № 115-ФЗ «О противо-

действии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным

путем», подписанным Президентом РФ 7 августа 2001 года и Указом

Президента РФ № 1263 « Об уполномоченном органе по противодейст-

вию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным пу-

тем» от 1 ноября 2001 года, был создан Комитет Российской Федера-

ции по финансовому мониторингу, подотчетный Министерству Фи-

нансов РФ.

Необходимо проанализировать терминологию, связанную с реали-

зацией вышеназванных нормативных актов.

Юридический смысл термина «отмывание» может быть интерпре-

тирован, как нечто подобное реституции, т.е. возвращению объекта в

прежнее состояние. Безусловно, в отношении процесса легализации это

не приемлемо по существу, так как определяющие характеристики де-

нежных и иных материальных средств, полученных посредством пре-

ступления, ни при каких обстоятельствах не исчезают: денежные сред-

ства, полученные в результате незаконной торговли наркотиками, неза-

конной торговли оружием, эксплуатации проституции, в результате раз-

бойного нападения или кражи всегда остаются таковыми по существу.

Каких либо исторических реминисценций в России данный тер-

мин не имеет и механически заимствован из западной, англоязычной

юридической лексики. После принятия XVIII поправки к Конституции

США, ратифицированной 16 января 1919 г., в данной стране интенсив-

ное развитие получила организованная преступность, связанная с бутле-

герством, то есть с осуществлением запрещенного данной поправкой

производства, ввоза, транспортировки и продажи алкогольных напитков

с целью их потребления 31. В крупных городах США часть таких дохо-

дов легализовывалась через сеть китайских прачечных, именно этим и

объясняется использование термина «отмывание» в юридической лекси-

31 См. Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты: Под ред. О.А. Жид-

кова – М., Прогресс 1993 с. 45.

62

ке. Очевидно, что термин пришел в юридический язык из профессио-

нального полицейского жаргона, из сленга. Вышесказанное определяет,

что применение термина в русскоязычной юридической лексике не аде-

кватно. Тем не менее, к сожалению, оно имеет место. Более того, в офи-

циальных текстах, в частности, в выступлениях председателя Комитета

по финансовому мониторингу используются такие вызывающие недо-

умение с точки зрения стилистики русского языка термины, как «анти-

отмывочное сотрудничество» и «антиотмывочные механизмы»32.

В тоже время, вышеназванный закон, собственно, содержит впол-

не определенное и исчерпывающе-ясное, безупречное, с юридической

точки зрения определение понятия «легализация». Так в статье 3 указа-

но: легализация доходов, полученных преступным путем – «придание

правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денеж-

ными средствами или иным имуществом, полученными в результате со-

вершения преступления, за исключений преступлений, предусмотрен-

ных статьями 193, 194, 198 и 199 Уголовного кодекса Российской Феде-

рации, ответственность по которым установлена указанными статьями».

В данном положении раскрыто содержание понятия «легализации» и

определено понятие «преступный путь».

Термин «мониторинг» происходит от латинского «moneo», что оз-

начает «предостерегать», «обращать внимание», отсюда – monitor – тот,

кто предостерегает, monitio – предостережение.33 Такая этимология, то

есть происхождение слова-термина и его родственное отношение к дру-

гим производным от него латинским словам, близким по смыслу, в

принципе достаточно ясно раскрывает существо обозначаемого им по-

нятия.

В современной русской юридической терминологии соответствен-

но можно определить понятие «финансовый мониторинг», как систему

наблюдения за осуществлением определенных операций с денежными

средствами и иным имуществом.