19 Март 2011

Финансовое право Российской Федерации




Репатриация валю-

ты определена как обязанность резидентов, если иное не предусмотрен-

но законодательством в сроки, предусмотренные внешнеторговыми до-

говорами, обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские

счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Рос-

сийской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями ука-

занных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, вы-

полненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им ин-

формацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе

исключительные права на них.

Кроме того, под репатриацией подразумевается возврат в Россий-

скую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не

ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (неполу-

ченные на таможенной территории Российской Федерации) товары, не-

выполненные работы, не оказанные услуги, не переданные информацию

и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключи-

тельные права на них.

Законодательно установлена обязательная продажа части валют-

ной выручки на внутреннем валютном рынке. Такой продаже подлежит

30 % суммы валютной выручки резидентов (физических лиц – индиви-

дуальных предпринимателей и юридических лиц), если иной размер не

306 От лат. (re – приставка, выражающая обратное действие) + (patria – родина) – возвращение на

родину.

274

установлен Центральным банком Российской Федерации. При этом оп-

ределено, что размер обязательной продажи части валютной выручки не

может превышать 30 % ее суммы. Установлены конкретные сроки обя-

зательной продажи – не позднее, чем через семь рабочих дней со дня ее

поступления на банковский счет резидента в уполномоченном банке.

Валютный контроль. Цель валютного контроля — обеспечение

соблюдения действующего валютного законодательства при осуществ-

лении валютных операций. Закон 9 октября 1992 года установил основ-

ные направления валютного контроля. К ним были относены: определе-

ние соответствия проводимых валютных операций действующему зако-

нодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте

перед государством, а также обязательств по продаже иностранной ва-

люты на внутреннем рынке Российской Федерации; проверка обосно-

ванности платежей в иностранной валюте; проверка полноты и объек-

тивности учета и отчетности по валютным операциям, а также по опера-

циям нерезидентов в валюте Российской Федерации.307

Валютный контроль осуществляется органами валютного контро-

ля и агентами валютного контроля.

К первой категории относятся Правительство Российской Федера-

ции и Центральный банк Российской Федерации. В 1993 году Указом

Президента Российской Федерации от 23 сентября была образована Фе-

деральная служба по валютному и экспортному контролю.308 Этот орган

предназначался для реализации функций Правительства России по ва-

лютному контролю и контролю за экспортом. В системе Федеральной

службы Постановлением Правительства РФ была создана сеть регио-

нальных центров и отделений, т.е. территориальных органов.309 Вероят-

но работа данной службы оказалась малоэффективной, т.к. с августа

1996 года ее функции были переданы Министерству финансов Россий-

ской Федерации.310 Министерство контролирует соблюдение законода-

тельства и ведомственных нормативных актов, регулирующих осущест-

вление валютных операций. К его функциям относятся также контроль

за полнотой поступления средств в иностранной валюте по внешнеэко-

номическим операциям, за соблюдением порядка лицензирования экс-

порта товаров и услуг.

В соответствии с Федеральным законом 10 декабря 2003 г. орга-

нами валютного контроля являются: Центральный банк Российской Фе-

дерации, Федеральный орган (органы) уполномоченные Правительством

Российской Федерации.

Агенты валютного контроля — это организации, которые в соответ-

ствии с законом осуществляют функции валютного контроля и в этом

307 ВВС РФ. 1992. № 45. ст. 2542. ст. 10.

308 САПП РФ. 1993. № 39. ст. 3605.

309 САПП РФ. 1994. № 7. ст. 563.

310 СЗ РФ. 1996. № 34. ст. 4082.

275

плане подотчетны органам валютного контроля. Таким образом функ-

ционирует своеобразная двухуровневая система. Высший уровень обра-

зуют ЦБ РФ и Правительство РФ. Второй уровень сформирован из

уполномоченных банков и иных кредитных организаций, имеющих ли-

цензии на проведение валютных операций. Основой реального валютно-

го контроля является обязанность всех субъектов-участников валютных

операций представлять органам и агентам валютного контроля всю не-

обходимую документацию и информацию о валютных операциях и да-

вать, в случае необходимости разъяснения по возникающим вопросам.

Нарушение всеми субъектами — как резидентами, так и нерезиден-

тами, валютного законодательства и соответствующих подзаконных ак-

тов, в частности нормативов издаваемых ЦБ РФ, влечет за собой финан-

сово-правовую ответственность.

276

Заключение

Изучение курса «Финансовое право» должно способствовать фор-

мированию знаний, которые безусловно необходимы в работе юристов-

практиков как в органах государственной власти и управления, так и в

частнопредпринимательских структурах всех уровней.

Учебно-практическое пособие по данной дисциплине содержит

материал позволяющий уяснить важнейшие базовые понятия связанные

с правовым регулированием финансовых правоотношений.