19 Март 2011

Финансовое право Российской Федерации




Фактически в этом плане данный федераль-

ный закон определил качественно новый уровень правового регулирова-

ния в сфере функционирования иностранной валюты. Закон определил,

что сделки по купле-продажи иностранной валюты и чеков, в том числе

дорожных чеков, номинальная стоимость которых указана в иностран-

ной валюте, должны осуществляться только через уполномоченные бан-

ки. Надо сказать, что это положение представляет собой воспроизведе-

ние прежде действовавшего. Весьма важно определение сущностных

характеристик в соответствии с которыми банки причисляются к катего-

272

рии уполномоченных банков. К таковым относятся: кредитные органи-

зации, созданные в соответствии с законодательством Российской Феде-

рации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка

Российской Федерации осуществлять банковские операции со средства-

ми в иностранной валюте, а также действующие на территории Россий-

ской Федерации в соответствии с лицензиями Центрального банка Рос-

сийской Федерации филиалы кредитных организаций, созданных в со-

ответствии с законодательством иностранных государств, имеющие

право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной

валюте.

Существенным нововведением, затрагивающим интересы значи-

тельной части российских обывателей, так или иначе использующих

иностранную валюту, является отмена требования идентификации лич-

ности при купле-продажи физическими лицами иностранной валюты. В

законе по этому поводу указано:

«Установление требования об идентификации личности при куп-

ле-продаже физическими лицами наличной иностранной валюты и чеков

(в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана

в иностранной валюте, не допускается, за исключением случаев, преду-

смотренных федеральными законами.

Сведения, идентифицирующие личность, могут быть внесены в

документы, оформляемые при купле-продаже физическим лицом налич-

ной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номи-

нальная стоимость которых указана в иностранной валюте, по просьбе

самого физического лица».

О существенной либерализации валютного законодательства сви-

детельствует содержание статьи 12 Федерального закона 10 декабря

2003, который определяет право резидентов открывать без ограничений

счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на тер-

риториях иностранных государств, являющихся членами Организации

экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разра-

ботки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

Существенным условием открытия и закрытия резидентами счетов

(вкладов) является обязательное уведомление налоговых органов по

месту регистрации субъектов об этой операции.

Весьма важным представляется содержание статьи 15 закона, ко-

торая определяет:

«Физические лица — резиденты и физические лица — нерезиденты

имеют право вывозить из Российской Федерации иностранную валюту, а

также внешние ценные бумаги в документарной форме, ранее ввезен-

ные, пересланные или переведенные в Российскую Федерацию, при со-

блюдении требований таможенного законодательства Российской Феде-

рации в пределах, указанных в таможенной декларации или ином доку-

менте, подтверждающем их ввоз, пересылку или перевод в Российскую

Федерацию.

273

Физические лица — резиденты и физические лица — нерезиденты

имеют право единовременно вывозить из Российской Федерации налич-

ную иностранную валюту в сумме, равной в эквиваленте 10 000 долла-

ров США или не превышающей этой суммы. При этом не требуется

представление в таможенный орган документов, подтверждающих, что

вывозимая наличная иностранная валюта была ранее ввезена, переслана

или переведена в Российскую Федерацию либо приобретена в Россий-

ской Федерации.

При единовременном вывозе из Российской Федерации физиче-

скими лицами — резидентами и физическими лицами — нерезидентами

наличной иностранной валюты в сумме, равной в эквиваленте 3 000

долларов США или не превышающей этой суммы, вывозимая наличная

иностранная валюта не подлежит декларированию таможенному органу.

При единовременном вывозе из Российской Федерации физиче-

скими лицами — резидентами и физическими лицами — нерезидентами

наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 3

000 долларов США, вывозимая наличная иностранная валюта подлежит

декларированию таможенному органу путем подачи письменной тамо-

женной декларации на всю сумму вывозимой наличной иностранной ва-

люты».

В законе детально регламентируется понятие «репатриация306 ино-

странной валюты и валюты Российской Федерации».