19 Март 2011

Финансовое право Российской Федерации




Тогда же тем же приказом был утвержден и другой нор-

мативный акт — «Порядок осуществления переводов иностранной валю-

ты из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия

текущих валютных счетов.»

270

Первый из вышеназванных документов устанавливает порядок

проведения юридическими лицами, индивидуальными предпринимате-

лями и физическими лицами отдельных видов валютных операций без

разрешения Банка России. Положение содержит перечень девяти видов

валютных операций, не требующих специального разрешения со сторо-

ны ЦБ РФ. Среди них: переводы иностранной валюты федеральными

органами исполнительной власти с их валютных счетов в уполномочен-

ных банках Российской Федерации, в оплату вступительных и членских

взносов в пользу международных организаций; аналогичные переводы

резидентов; переводы резидентами из Российской Федерации иностран-

ной валюты в счет оплаты страховых взносов и страховых премий стра-

ховщикам-нерезидентам; переводы резидентами в пользу нерезидентов

иностранной валюты в оплату за обучение и лечение физических лиц;

переводы резидентами пенсий, алиментов, пособий, компенсаций, на-

следственных сумм, сумм выплачиваемых на основании приговоров и

решений судов и сумм по возмещению судебных, арбитражных и нота-

риальных расходов. Аналогичные переводы нерезидентов в пользу рези-

дентов в Российскую Федерацию также не требуют специального раз-

решения ЦБ РФ. В этом же документе определен порядок осуществле-

ния расчетов по предусмотренным им валютным операциям. Содержа-

ние данного нормативного акта свидетельствует о его гуманитарной на-

правленности.

Второй из вышеназванных документов — «Порядок осуществле-

ния переводов иностранной валюты из РФ и в РФ без открытия текущих

счетов» затрагивает интересы физических лиц, как резидентов, так и не-

резидентов. Этот акт точно регламентирует порядок и условия подобных

валютных операций. В частности им вводится важное валютное ограни-

чение – определен точный перечень ситуаций, которые являются осно-

ваниями для вывоза иностранной валюты из Российской Федерации не-

резидентами. Таких оснований пять: перевод нерезидентом иностранной

валюты в РФ; снятие нерезидентом наличной иностранной валюты со

своего текущего счета, открытого в уполномоченном банке, покупка на-

личной иностранной валюты на внутреннем валютном рынке в порядке

установленном ЦБ РФ; ввоз наличной иностранной валюты с соблюде-

нием таможенных правил; получение иностранной валюты от продажи

платежных документов в иностранной валюте уполномоченному банку.

271

Внутренний валютный рынок и валютные ограничения

Введение валютных ограничений в Российской Федерации было

обусловлено экономическим положением страны и должно способство-

вать легальному, законному перераспределению валютных средств в

пользу государства.

Универсальное валютное ограничение связано с обращением на

территории России иностранной наличной валюты. К концу 1993 года

сложилась ситуация, когда свободное обращение наличной иностранной

валюты (доллара США) создало реальную угрозу национальной валюте

России. В связи с этим ЦБ РФ письмом от 1 октября 1993 года «Об из-

менении порядка реализации гражданам на территории Российской Фе-

дерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту» установил, что с

1 января 1994 г. уполномоченные банки не вправе принимать от граждан

наличную иностранную валюту в оплату за осуществляемые уполномо-

ченными предприятиями работы и услуги и реализуемые товары. К

уполномоченным предприятиям по российскому законодательству были

отнесены предприятия имеющие разрешение на реализацию товаров,

работ и услуг за иностранную валюту. Данную разрешительную систему

реализовывал Центральный Банк России.

Согласно письму ЦБ РФ от 1 октября 1993 года уполномоченные

предприятия могли осуществлять расчеты с гражданами на территории

России и в рублях и в иностранной валюте во всех формах, принятых в

международной практике, включая оплату кредитными и дебитными

картами, за исключением наличной иностранной валюты. Дальнейшее

развитие это валютное ограничение получило в решении Совета безо-

пасности Российской Федерации «Об итогах работы Государственной

комиссии по рассмотрению причин резкой дестабилизации финансового

рынка» от 2 ноября 1994 г. Согласно этому документу при расчетах ме-

жду конечными потребителями было запрещено применять иностран-

ную валюту. В связи с этим на предприятиях обслуживающих население

было запрещено объявлять цены на товары и услуги в иностранной ва-

люте.

Федеральный закон 10 декабря 2003 года определил нормы, регу-

лирующие функционирование внутреннего валютного рынка и упорядо-

чил систему ограничений обращения иностранной валюты на террито-

рии Российской Федерации.