19 Март 2011

Финансовое право Российской Федерации




Члены коллегии

могут сообщить свое мнение в Правительство Российской Федерации.

Для рассмотрения актуальных проблем теории финансов, вопро-

сов внедрения в практику достижений науки при Министерстве финан-

сов России создается научный совет, в состав которого входят ученые и

теоретики, специалисты в области финансов, кредита и денежного об-

ращения.

В последнее время предприняты меры по усилению роли Мини-

стерства финансов России в финансовой деятельности государства. Оно

35

стало правопреемником ряда самостоятельно существовавших служб,

функции которых перешли ему, а именно Федеральной службы по над-

зору за страховой деятельностью, Комитета Российской Федерации по

драгоценным металлам и драгоценным камням, Федеральной комиссии

лотерей и игр Российской Федерации27.

Изменена и организационная структура Министерства финансов

России. В целях повышения эффективности выполнения поставленных

задач и осуществлению мер по оздоровлению экономики ему разрешено

иметь в составе центрального аппарата наряду с другими структурными

подразделениями 21 департамент по основным направлениям деятель-

ности.

Задачи, функции и права этих подразделений определены соответ-

ствующими положениями, утвержденными приказом Министерства фи-

нансов России.

Департамент бюджетной политики. Он обеспечивает координацию

работы в Министерстве по реализации единой государственной финан-

совой и бюджетной политики.

Основные задачи Департамента бюджетной политики:

• разработка предложений по реализации основных направлений

бюджетной политики на очередной финансовый год и среднесрочную

перспективу;

• формирование проекта федерального бюджета и прогноза кон-

солидированного бюджета, основных характеристик и структуры дохо-

дов и расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу,

обеспечивающих устойчивость государственных финансов, концентра-

цию финансовых ресурсов на основных направлениях социально-

экономического развития страны и ее регионов, повышение эффектив-

ности функционирования экономики и социальной сферы;

• разработка проектов федеральных законов и иных нормативных

правовых актов по вопросам исполнения федерального бюджета и бюд-

жетной классификации Российской Федерации;

• совершенствование методологии бюджетного планирования и

составления бюджета;

• осуществление в соответствии с законодательством финансиро-

вания из федерального бюджета: проведения выборов и референдумов;

проведения выборов федеральных органов государственной власти, ор-

27 ст. 1 Указа Президента Российской Федерации от 14.08.1996 № 1177 «О структуре федеральных

органов исполнительной власти» СЗРФ 19.08.1996, № 34, ст. 4082. См. также: Указ Президента Рос-

сийской Федерации от 06.09.96 № 1326 «Вопросы федеральных органов исполнительной власти» //

СЗ РФ, 09.09.96, № 37, ст. 4264; Указ Президента Российской Федерации от 29.11.96 № 1611 «О вне-

сении изменения и дополнения в Указ Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г. №

1177 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ, 09.12.96, № 50, ст. 5625;

Указ Президента Российской Федерации от 09.07.1997 № 710 «О признании утратившими силу неко-

торых указов Президента Российской Федерации и внесении изменений в структуру федеральных

органов исполнительной власти, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 14 ав-

густа 1996 г. № 1177» // СЗ РФ, 14.07.1997, № 28, ст. 3422.

36

ганов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также

мероприятий, осуществляемых за счет резервных фондов Правительства

Российской Федерации и Президента Российской Федерации.

Главное управление федерального казначейства (ГУФК). С одной

стороны является структурным подразделением центрального аппарата

Министерства финансов, с другой — возглавляет единую систему органов

федерального казначейства Российской Федерации.

Положением о федеральном казначействе, утвержденным поста-

новлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 1993 г.

№ 86428, определены следующие основные задачи органов казначейства:

• организация, осуществление и контроль за исполнением феде-

рального бюджета Российской Федерации, управление доходами и рас-

ходами этого бюджета на счетах казначейства в банках, исходя из прин-

ципа единства кассы;

• регулирование финансовых отношений между федеральным

бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фон-

дами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и

использованием внебюджетных (федеральных) средств;

• осуществление краткосрочного прогнозирования объемов госу-

дарственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление

этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий период

государственных расходов;

• сбор, обработка и анализ информации о состоянии государст-

венных финансов, представление высшим законодательным и исполни-

тельным органам государственной власти и управления Российской Фе-

дерации отчетности о финансовых операциях Правительства Российской

Федерации по федеральному бюджету, о государственных (федераль-

ных) внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы

страны;

• управление и обслуживание совместно с Центральным банком

России и другими уполномоченными банками государственного внут-

реннего и внешнего долга Российской Федерации.

В рамках вышеперечисленных задач, ГУФК осуществляет свою

деятельность в следующих направлениях:

• организует исполнение федерального бюджета, финансовое ис-

полнение государственных (федеральных) внебюджетных фондов;

• руководит работой территориальных органов федерального ка-

значейства; получает, анализирует и обобщает их отчеты о проделанной

работе и разрабатывает предложения по ее совершенствованию;

• организует распределение в установленных размерах доходов

между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации;

28 САПП, 30.08.1993, № 35, ст. 3320.

37

• осуществляет управление доходами и расходами федерального

бюджета и иными централизованными финансовыми ресурсами, нахо-

дящимися в ведении Правительства Российской Федерации (в рублях и в

иностранной валюте), распоряжается средствами, числящимися на соот-

ветствующих счетах в банках и иных финансово-кредитных учреждени-

ях (за исключением средств государственных внебюджетных фондов и

внебюджетных средств), а также осуществляет операции с этими сред-

ствами;

• регулирует финансовые отношения между федеральным бюд-

жетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами,

организует контроль за поступлением и использованием внебюджетных

(федеральных) средств.

Выполняя задачи, стоящие перед казначейской системой, ГУФК

подготавливает проекты законодательных и иных нормативных актов,

разрабатывает и утверждает методологические и инструктивные мате-

риалы, устанавливает порядок ведения учета и составления отчетности

по вопросам, относящимся к компетенции казначейства; осуществляет

внедрение и обеспечивает эффективное использование единой телеком-

муникационной информационной системы казначейства; организует по-

вышение квалификации работников казначейства.

ГУФК взаимодействует с Центральным банком, Министерством

по налогам и сборами России и иными центральными органами государ-

ственной власти и управления в целях улучшения организации работы и

усиления контроля за исполнением федерального бюджета; реализует

иные свои функции как руководящий орган казначейской системы.

Федеральное казначейство составляют Главное управление феде-

рального казначейства Министерства финансов РФ и территориальные ор-

ганы в субъектах Российской Федерации, в городах, районах и районов в

городах.