19 Март 2011

Финансовое право Российской Федерации




На наш взгляд недостатком закона явля-

ется отсутствие точного конкретного указания тех временных парамет-

ров проживания на территории Российской Федерации, на основании

которых лицо признается резидентом России; отсутствие точного кон-

кретного указания временных параметров постоянного проживания в

иностранном государстве, на основании которых лицо не признается ре-

зидентом России.

В качестве нерезидентов Закон 1992 года определял следующие

категории физических и юридических лиц. «Нерезидентами являются:

физические лица, имеющие постоянное место жительства за пределами

Российской Федерации, в том числе временно находящиеся в Россий-

ской Федерации; юридические лица, созданные в соответствии с законо-

дательством иностранных государств, с местонахождением за пределами

Российской Федерации; организации и предприятия, не являющиеся

юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством

иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской

Федерации; находящиеся в Российской Федерации иностранные дипло-

матические и иные официальные представительства, а также междуна-

родные организации, их филиалы и представительства; находящиеся в

Российской Федерации филиалы и представительства нерезидентов.»301

Формулировка Закона 2004 года относительно нерезидентов вы-

глядит следующим образом:

а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с

подпунктами «а» и «б» пункта 6 настоящей части;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательст-

вом иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами

территории Российской Федерации;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные

в соответствии с законодательством иностранных государств и имею-

щие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические

представительства, консульские учреждения иностранных государств и

постоянные представительства указанных государств при межгосудар-

ственных или межправительственных организациях;

д) межгосударственные и межправительственные организации, их

филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы,

постоянные представительства и другие обособленные или самостоя-

тельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в под-

пунктах «б» и «в» настоящего пункта;

ж) иные лица, не указанные в пункте 6 настоящей части.

301 Там же ст. 1, п.5.

259

Из вышеприведенного текста видно, что юридическими основа-

ниями отнесения субъектов к категориям «резидент», «нерезидент» яв-

ляются, во-первых, создание юридических лиц в соответствии с законо-

дательством России или иностранного государства, а во-вторых — для

физических лиц — место проживания, а для юридических лиц — местона-

хождение.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что принципиальна

трактовка исходных позиций, определяющих понятия «резидент» и «не-

резидент» не изменилась с принятием Закона 2004 года, однако, многие

его формулировки представляются более конкретными, чем в предыду-

щем акте, в частности осуществлена формальная корреляция содержа-

ния пунктов 6-ого и 7-ого статьи 1-ой закона.

Резиденты и нерезиденты наделены различными правами и обя-

занностями, по-разному осуществляется и валютный контроль совер-

шаемых ими валютных операций. При этом важнейшим положением

российского законодательства представляется то, что валютные ценно-

сти в России могут находиться в собственности как резидентов, так и

нерезидентов, причем право собственности на валютные ценности «за-

щищается государством наряду с правом собственности на другие объ-

екты собственности».

Правила проведения валютных операций

Валютными операциями являются операции, связанные с перехо-

дом права собственности и иных прав на валютные ценности.

К числу этих операций отнесены действия, связанные с использо-

ванием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных

документов в иностранной валюте, а также ввоз, вывоз и пересылку ва-

лютных ценностей в страну и из страны и осуществление международ-

ных денежных переводов.

Собственно к валютным операциям Закон 2004 года относит сле-

дующие действия:

а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом

в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а так-

же использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у

резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерези-

дентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской

Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а так-

же использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации

и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нере-

зидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Россий-

ской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а

260

также использование валютных ценностей, валюты Российской Федера-

ции и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

г) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вы-

воз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценно-

стей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

д) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации,

внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами

территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на

территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории

Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами

территории Российской Федерации;

е) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутрен-

них и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на

территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица,

открытый на территории Российской Федерации.

Правовое регулирование и валютный контроль, связанные с реа-

лизацией физическими и юридическими лицами валютных операций

осуществляется на основании норм валютного законодательства, кото-

рое состоит из Федерального Закона «О валютном регулировании и ва-

лютном контроле» № 173 от 10 декабря 2003 года и приняты в соответ-

ствии с ним федеральных законов, именуемых актами валютного зако-

нодательства.