19 Март 2011

Финансовое право Российской Федерации




После отказа от реализации этой тен-

денции и введения названными суверенными государствами самостоя-

296 ВВС РФ. 1992. № 45. ст. 2542, ст. 1, п. 1.

254

тельных национальных валют данное положение утратило всякое значе-

ние. Согласно формулировке Закона 2004 года равно, как и формули-

ровке предыдущего акта 1992 года в качестве национальной валюты вы-

ступают не реальные деньги, обладающие собственной стоимостью, а их

функциональные формы: банкноты, монеты, записи на счетах.

В анализируемом законодательном акте содержится точное опре-

деление понятия «иностранная валюта». Согласно этому определению

иностранной валютой являются:

«а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, нахо-

дящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного

платежа на территории соответствующего иностранного государства

(группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из

обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладов в денеж-

ных единицах иностранных государств и международных денежных или

расчетных единицах.»297

Последняя формулировка требует некоторого исторического по-

яснения.

Под международной расчетной единицей в законе 1992 года под-

разумевалась условная, искусственная единица, представлявшая собой

условный масштаб, применяемый для сопоставления, соизмерения меж-

дународных долговых обязательств и платежей. Подобные единицы

функционировали в международных валютных отношениях в 1980-е

1990-е годы XX века.

Функционировали два вида международных платежных средств:

Специальные права заимствования (Special Drawing Rights) и Европей-

ская валютная единица (European Currency Unit — ECU).

Специальные права заимствования (СДР) в Международном ва-

лютном фонде представляли собой эмитируемые Международным ва-

лютным фондом (МВФ) международные резервные и платежные сред-

ства, использовавшиеся для регулирования сальдо платежных балансов,

для расчетов с МВФ и для соизмерения стоимости национальных валют.

Курс СДР с 1 января 1981 года определялся на основе средневзвешенно-

го курса пяти валют (доллара США, британского фунта, марки ФРГ,

японской иены и французского франка). СДР используется только для

безналичных межправительственных расчетов стран-участниц МВФ и

функционирует в виде записей на специальных счетах.

Европейская валютная единица (ЭКЮ) – функционировала как ре-

гиональная международная валютная единица, которая использовалась

странами-участницами Европейской валютной системы (ЕВС). В отли-

чие от СДР, которые вовсе не имели реального обеспечения ЭКЮ обес-

печивался наполовину золотом и долларами — за счет объединения 20%

резервов стран-участниц ЕВС, а наполовину национальными валютами.

297 Там же ст. 1, п. 3.

255

Курс ЭКЮ рассчитывался на базе комплекса курсов националь-

ных валют стран-участниц ЕВС, английского фунта и греческой драхмы,

с учетом их удельного веса в совокупном валовом национальном про-

дукте. Выпуск ЭКЮ осуществлялся в виде записей на счетах.298

Последние десятилетие XX века в Европе интенсивно развивались

экономические и социальные интеграционные процессы, что предопре-

делило необходимость и возможность создание единой общеевропей-

ской валюты. Сценарий перехода к единой валюте был определен входе

Заседания Европейского Совета в Мадриде 15 – 16 декабря 1995 года.

Единая для большинства стран Европейского Союза валюта было

провозглашена на совещании глав государств ЕС в Дублине в декабре

1996 года. Установлены необходимые экономические критерии, соблю-

дение которых требуется для присоединения стран к Единой европей-

ской валюте.

Бюджетный дефицит страны не должен превышать 3% ВВП. В

случае нарушения данного условия государству, нарушившему этот

норматив, применяются экономические санкции.

Кроме того, размер государственного долга не должен превышать

60% ВВП или должен иметь устойчивое приближение к этому показате-

лю.

Еще одно необходимое условие: инфляция должна составлять не

более чем 1,5 процентного пункта выше среднего уровня этого показа-

теля по трем странам ЕС с наиболее стабильными ценами.

Помимо названных критериев необходимо также участие страны в

Европейской Валютной системе без выходов курсов национальной ва-

люты за рамки разрешаемых курсовых колебаний в течение последних

двух лет.

В соответствии с вышеописанными критериями Регламент Совета

ЕС № 974/98 3 мая 1998 года государствами, осуществляющими введе-

ние евро были признаны: Австрия, Бельгия, Германия, Ирландия, Испа-

ния, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия и

Франция.

Переход к евро осуществлялся поэтапно.

Первый этап: с 1 января 1999 года была осуществлена твердая

фиксация курсов валют стран зоны евро к данной валюте для всех видов

предстоящих расчетов; начато параллельное использование евро и соот-

ветствующих национальных валют во взаимных безналичных расчетах;

начаты осуществление единой кредитно-денежной валютной политики

Европейского Союза и деятельность его над национальных банковских

установлений.

Второй этап: с 1 января 2000 года Европейский Центральный Банк

и Центральные банки стран-участников соглашения о единой европей-

298 См.