19 Март 2011

Финансовое право Российской Федерации




Валюты практически всех экономически высокоразвитых госу-

дарств — свободноконвертируемые (доллар США, денежные единицы

стран членов Европейского Союза, Японии, Канады, Израиля и т.д.).

Третий режим использования валюты функционирует в современ-

ной России, а также многих других, в том числе и в так называемых раз-

вивающихся странах. Он характеризуется общим государственным ва-

лютным регулированием и применением некоторых валютных ограни-

чений, необходимых для поддержания курса национальной денежной

единицы и интересов национальной экономики в целом. Особенностью

такого режима является частичная обратимость валюты. Ограничения

распространяются при этом в первую очередь на соответствующую дея-

тельность нерезидентов. В Российской Федерации такой режим установ-

лен федеральным Законом «О валютном регулировании и валютном

контроле» от 9 октября 1992 г., который является важнейшим элементом

правового регулирования валютных операций, вообще всех правоотно-

шений возникающих по поводу валюты. Закон содержит ряд фундамен-

тальных определений теоретического и практического порядка. Кроме

того, важные нормы валютного регулирования входят в состав нового

Таможенного Кодекса Российской Федерации вступившего в силу с 1

января 2004 г.291

Государственная Дума приняла 21 ноября 2003 года и Совет Фе-

дерации одобрил новый Закон «О валютном регулировании и валютном

291 ВВС РФ. 1993. № 31. ст. 1224.

251

контроле», вступивший в силу с 18 июня 2004 года. Многие фундамен-

тальные понятия связанных с валютным регулированием претерпели

существенные изменения в связи с принятием данного акта.

Избрание означенного выше типа валютного режима в Российской

Федерации обусловлено глобальными экономическими причинами, сла-

бостью российской экономики и финансовой системы. Валютный ре-

жим, действующий в России, определяет принципиальные особенности

осуществления валютных операций, полномочия и функции органов ва-

лютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц

относительно владения, пользования и распоряжения валютными сред-

ствами, ответственность за нарушение валютного законодательства.

В условиях действия валютной монополии, когда существовал аб-

солютный запрет на осуществление валютных операций кем либо кроме

Государственного банка СССР, Внешторгбанка СССР и некоторых ор-

ганах государственной власти: Министерств Иностранных дел, Комитет

государственной безопасности и т.д. законодательная база валютного

регулирования была фактически ограничена статьями Уголовного ко-

декса РСФСР и уголовных кодификаций прочих союзных республик. УК

РСФСР предусматривал уголовную ответственность на нарушение пра-

вил о валютных операциях и спекуляцию валютными.

Нарушение правил о валютных операциях и так называемая ва-

лютная спекуляция, представляли собой в соответствии с 88 ст. Уголов-

ного Кодекса РСФСР 1960 г. уголовные преступления подлежали нака-

занию в виде лишения свободы на срок от трех до восьми лет с конфи-

скацией имущества или без оной, но при этом с обязательной конфиска-

цией бумаг. Кроме того, названное наказание могло по усмотрению суда

сопровождаться ссылкой на срок от двух до пяти лет. Спекуляция ва-

лютными ценностями в виде промысла или крупных размерах, а также

нарушение правил о валютных операциях лицом, ранее осужденным за

аналогичное преступление, подлежало наказанию в виде лишения сво-

боды на срок от пяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества или

смертной казни.292

В 1986-1987 годах советские предприятия получили право уста-

навливать прямые экономические контакты с предприятиями стран вхо-

дивших в состав Совета Экономической Взаимопомощи. Валютные

средства, приобретенные в результате хозяйственной деятельности, не

изымались, не подлежали обязательной продаже государству, но остава-

лись на валютных счетах предприятий. Некоторые незначительные обя-

зательные отчисления осуществлялись в пользу отраслевых мини-

стерств. В 1989 году были разработаны республиканские нормативы от-

числений от валютных поступлений предприятий в пользу государства.

Установлен децентрализованный порядок распоряжения валютными

292 См. Уголовный кодекс РСФСР. С изменениями и дополнением на 15 декабря 1982 г. М. 1983 с.

61.

252

средствами, при котором эта функция была сосредоточена в министер-

ствах и ведомствах. Этот порядок означал ущемление общегосударст-

венных интересов и создавал широкие возможности для злоупотребле-

ний. В связи с негативными последствиями действовавшей системы рас-

пределения валютных поступлений был принят Указ Президента СССР

от 2 ноября 1990 года «Об особом порядке использования валютных ре-

сурсов в 1991 году».