19 Март 2011

Финансовое право Российской Федерации




Этот документ определял, что с 1 октября

1991 года одноразовый обмен денежной наличности должен был произ-

водится при предъявлении гражданами документов, подтверждающих

невозможность по независящим от гражданина Российской Федерации

причинам осуществить обмен в установленные сроки. Фактические ос-

нования, которые должны были подтверждать данные документы, были

конкретно установлены: нахождение в загранкомандировке, в плавании

в отпуске вне территории Российской Федерации, на лечении. В случае

многократного превышения установленного лимита суммы непосредст-

венного обмена (100 000 рублей) требовалось предъявление документов,

подтверждающий законность источников доходов.

234

В ноябре 1993 года был издан еще один документ Центрального

Банка, регламентировавший порядок обмена. Телеграммой № 231-93 от

13 ноября 1993 года Центральный Банк определил, что обмен рублевой

денежной наличности образца 1991- 1992 годов должен, с момента

опубликования настоящего документа, осуществляться только в тех слу-

чаях «когда предъявленная к обмену документально подтвержденная

сумма получена гражданином до 26 июля 1993 года». Было также уста-

новлено, что граждане государств, так называемого, «ближнего зарубе-

жья» пребывающие в Россию на постоянное место жительства, за ис-

ключением граждан, имеющих статус беженцев, либо в командировку,

для обучения или с другими целями должны иметь при себе валюту, об-

мен которой на территории Российской Федерации осуществляется уч-

реждениями уполномоченных банков в официальном порядке. Рублевая

денежная наличность старого образца, предъявляемая вышеназванными

категориями граждан, обмену не подлежала. Кроме того, было установ-

лено, что банкноты Банка России образца 1992 года достоинством 5000

и 10000 рублей, эмитированные на территории Российской Федерации,

поскольку они поступили в ходе обмена в кассы Банка России в полной

сумме, начиная с 16 ноября 1993 года, не подлежали обмену.

Начиная с этой же даты, 16 ноября 1993 года, телеграммой ЦБ №

232-93 15 ноября 1993 года был запрещен выпуск в платежный оборот

из касс учреждения банков государственных казначейских билетов

СССР и билетов Государственного банка СССР образца 1991 – 1992 го-

дов достоинством 1, 3, 5, 10 рублей. Эта мера была связана с тем, что в

обороте данные купюры должны были функционировать до 31 декабря

1993 года. Эти денежные знаки до указанного времени должны были

приниматься в качестве средства платежа и аккумулироваться в кассах

банков для последующей утилизации.

Телеграмма Центрального Банка России 25 ноября 1993 года №

250-93 установила особый порядок использования банкнот образца 1961

– 1992 гг. достоинством 1, 3, 5, 10 рублей с 1 декабря 1993 г. Данные ку-

пюры подлежали безусловному приему от граждан России организация-

ми, предприятиями и учреждениями всех видов собственности во все

виды платежей. В тоже время всем организациям, предприятиям и уч-

реждениям запрещается, начиная с 1 декабря 1993 г. выдавать из своих

касс указанные банкноты на любые цели, в том числе Указанные банк-

ноты, поступившие в течение дня в кассы, подлежали обязательной сда-

чи в составе обязательной выручки в учреждения банков.

В 1993 году, как уже было сказано, была осуществлена эмиссия

купюр нового образца. Эти денежные знаки именовались «Билеты Банка

России», причем, какие-либо надписи, свидетельствующие об обеспече-

нии денежных знаков какой-либо форме отсутствовали. Тоже, кстати,

относится к купюрам, эмиссия которых состоялась в 1995 году и купю-

рам, находящимся в обращении, после проведения деноминации, осуще-

ствленной на основании Указа Президента Российской Федерации 4 ав-

235

густа 1997 года «Об изменениях нарицательной стоимости российских

денежных знаков и масштаба цен». В 1995 г. были выпущены билеты

Банка России нового образца и частично изменен покупюрный состав -

введен билет достоинством 100 000 рублей. Билеты образца 1993 и 1995

годов находились в обращении параллельно, отличаясь символикой, ди-

зайном и методами защиты.

Денежная реформа как инструмент государственного

регулирования

Такая реформа представляет собой полное или частичное сущест-

венное преобразование денежной системы, которое проводится государ-

ственной властью для стабилизации и упорядочения денежного обраще-

ния.

Каждая денежная реформа индивидуализирована, т.к. имеет кон-

кретные, точно определенные цели и задачи.

Вероятно, в связи с этим, в данном тексте целесообразно рассмот-

реть сущностные характеристики конкретных наиболее близких по вре-

мени денежных реформ осуществленных в СССР в ХХ веке.