19 Март 2011

Финансовое право Российской Федерации




Причем, если сумма наличных денег, предъявленная гра-

жданином к обмену, превышает установленную сумму обмена менее

чем на 1000 рублей, она также обменивается в момент предъявления;

- сумма денежной наличности, превышающая 100 тысяч рублей,

перечисляется расчетно-кассовым центром на срочный депозит гражда-

нина в любом учреждении Сберегательного банка Российской Федера-

ции сроком на 6 месяцев с начислением установленных процентов по

счету».

Вышепроцетированный нормативный акт Центрального банка оп-

ределял, что при обмене должен осуществляться его учет для граждан

России и приравненных к ним лиц. При осуществлении учета фиксиро-

вались следующие данные: фамилия, имя, отчеством лица, обративше-

гося с заявлением об обмене, данные паспорта или иного документа,

удостоверяющего личность, в том числе вида на жительство (номер, кем

и когда выдан документ, адрес прописки). При учете устанавливались:

дата обращения с заявлением на обмен, сумма, предъявленная к обмену

и решение начальника рассчетно-кассового центра по обмену («произве-

сти обмен», «в обмене отказать»), суммы принятые к непосредственно-

му обмену и отдельно зачисленные на срочный депозитный счет, рекви-

зиты учреждения Сберегательного банка, куда перечислены деньги для

открытия срочного депозитного счета.

Заявление гражданина и подтверждающие документы должны бы-

ли сохранятся в документах дня при кассовом расходном ордере. В до-

кументах, удостоверявших личность, совершившего обмен (паспорте,

военном билете, виде на жительство) проставлялась отметка «обмен

произведен», сопровождавшееся указанием даты, подписью и печатью

рассчетно-кассового центра.

Осуществление обмена денежных знаков старого образца для гра-

ждан Союза Независимых Государств, немеющих статуса беженца, с 1

сентября 1993 года обмен был прекращен.

В августе 1993 года широкое распространение получили случаи

попыток обмена физическими лицами большого числа денежных купюр

достоинством 1,3,5,10 рублей эмиссий 1961 – 1992 годов на банкноты

Банка России 1993 года посредством краткосрочного помещения сумм

на личные сберегательные счета, а также через коммерческие банки или

предприятия торговли. Имели место случаи, когда граждане предъявля-

ли в кассы полные пачки денежных билетов в упаковке коммерческих

банков стран СНГ. Подобные действия граждан наносили существенный

экономический ущерб Российской Федерации.

233

В связи с этим Банк России телеграммой 3 сентября 1993 года №

189-93 обратил внимание учреждений Сберегательного банка и коммер-

ческих банков на сложившуюся ситуацию, рекомендовав им, осуществ-

лять «взвешенный и дифференцированный подход к рассчетно-

кассовому обслуживанию клиентуры».

Смысл данной рекомендации вполне очевиден, однако, по сущест-

ву, она не имела конкретного юридического содержания, не была обес-

печена конкретными юридическими гарантиями. Банк России обязывал

о всех случаях и попытках внесения на счета уплаты за товары и услуги

пачками денежных билетов в упаковке коммерческих банков государств

СНГ информировать органы внутренних дел Российской Федерации.

Все суммы, поступавшие в рассчетно-кассовые центры денежной налич-

ности в упаковке банков других государств, подлежали отнесению на

специальный счет, до выяснения органами внутренних дел «природы

появления этих денег». Безусловно, терминология, цитируемого право-

вого акта, в частности, последняя формула, не выдерживают критики,

однако, содержание их вполне понятно. Можно утверждать, что нега-

тивные явления, с которыми в этот момент пытался бороться Централь-

ный банк, были результатом неадекватной политики российского прави-

тельства, направленной на сохранение, так называемого, единого рубле-

вого пространства. Этот инструмент, вероятно, планировалось исполь-

зовать для осуществления политического и экономического влияния на

бывшие союзные республики СССР. Однако, подобные планы оказались

неосуществимы. Независимые суверенные государства в короткий пери-

од времени осуществили переход к самостоятельным национальным ва-

лютам.

Целью изъятия купюр образца 1961-1992 годов была защита на-

циональной денежной системы страдавшей от притока наличности, в

купюрах старого образца из стран бывшего Союза ССР. После обмена

на законном основании в обороте находились вплоть до 1 сентября 1993

г. купюры образца 1961-1992 годов достоинством 1, 3, 5 и 10 рублей и

монеты.

Мероприятия, связанные с противодействием притоку наличности,

были продолжены, в частности телеграммой Центрального Банка № 203-

93 от 29 сентября 1993 года.