19 Март 2011

Финансовое право Российской Федерации




исключение составлял банковский аудит.

24 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.08.1998 г. № 145-ФЗ // СЗ РФ, 03.08.1998,

№ 31, Ст. 3823.

31

предоставлении кредита на покрытие дефицита федерального бюджета и

другие цели;

• финансовый рынок – разработка предложений по формирова-

нию финансового рынка, регулирование рынка ценных бумаг, регистра-

ция выпуска ценных бумаг;

• валютно-финансовые отношения – подготовка предложений по

совершенствованию валютно-финансовых и кредитных отношений с

иностранными государствами и увеличению валютных ресурсов страны,

участие в разработке финансовых условий договоров и соглашений с

иностранными государствами, валютно-кредитной политики, предложе-

ний по использованию валютных средств, прогноза платежного баланса,

формирование таможенной политики, организация работы по привлече-

нию в экономику страны иностранных кредитных ресурсов, обслужива-

ние государственного внешнего долга, участие в регулировании отпуска

драгоценных металлов и камней;

• финансовый контроль – контроль за исполнением федерального

бюджета и использованием средств государственных федеральных вне-

бюджетных фондов, за использованием валютных средств, инвестиций,

а также проведение аттестации по аудиту предприятий, объединений,

организаций и учреждений, граждан, осуществляющих самостоятельную

предпринимательскую деятельность, лицензирование аудита;

• организация учета и отчетности – анализ сводной бухгалтер-

ской отчетности федеральных органов исполнительной власти, руково-

дство бухгалтерским учетом и отчетностью предприятий, организаций и

учреждений, независимо от их организационно-правовых форм и подчи-

ненности, установление порядка ведения бухгалтерского учета и состав-

ления отчетности об исполнении федерального бюджета, смет расходов

бюджетных учреждений и организаций, установление форм учета и от-

четности по кассовому исполнению федерального бюджета, бюджетов

субъектов Российской Федерации.25

Для эффективного выполнения поставленных задач Министерство

финансов России наделено достаточно широким объемом прав:

• вытекающие из функций по составлению и исполнению бюд-

жета и связанного с этой деятельностью контроля – запрашивать в

установленном порядке у федеральных органов государственной власти

и органов государственной власти субъектов Российской Федерации ма-

териалы, необходимые для: разработки проекта федерального бюджета;

расчета прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации;

составления отчета об исполнении федерального бюджета; составления

отчета об исполнении консолидированного бюджета в целом по Россий-

ской Федерации и анализа консолидированных бюджетов субъектов

25 Бабич А.М., Павлова Л.Н., Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. –

М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000. – Стр. 90 – 95

32

Российской Федерации; запрашивать у федеральных органов государст-

венной власти, органов государственной власти субъектов Российской

Федерации и организаций данные, необходимые для осуществления

контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета;

• определяемые участием в формировании и использовании целе-

вых бюджетных и государственных внебюджетных фондов — запраши-

вать в установленном порядке материалы по этим, проектам их бюдже-

тов, утвержденным бюджетам фондов и отчеты об их исполнении;

• по регулированию соотношения доходов и расходов федерально-

го бюджета и бюджетов субъектов Федерации в процессе их исполне-

ния и поступлений налогов в федеральный бюджет — организовывать

формирование за счет средств федерального бюджета Федерального

фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и пре-

доставлять помощь за счет средств этого Фонда в порядке и размерах,

утверждаемых федеральным законом о федеральном бюджете на соот-

ветствующий год; выдавать в случаях, предусмотренных законодатель-

ством Российской Федерации, ссуды за счет средств федерального бюд-

жета субъектам Российской Федерации на покрытие временных кассо-

вых разрывов с погашением этих ссуд в рамках бюджетного года; пре-

доставлять отсрочки (рассрочки) платежей по налогам в федеральный

бюджет в порядке, предусмотренном законодательством Российской

Федерации, с уведомлением налоговых органов и ведением соответст-

вующего реестра;26

• по применению мер принудительного воздействия в случаях на-

рушений установленного порядка финансирования – ограничивать, при-

останавливать, а в необходимых случаях и прекращать в соответствии с

законодательством Российской Федерации финансирование из феде-

рального бюджета организаций при выявлении фактов нецелевого ис-

пользования ими средств федерального бюджета, а также в случае не-

представления ими в установленные сроки отчетности о расходовании

ранее полученных средств; взыскивать в установленном порядке с орга-

низаций средства федерального бюджета, израсходованные ими не по

целевому назначению, с наложением штрафа в соответствии с законода-

тельством Российской Федерации.

Также Министерство финансов России имеет право:

• выступать по поручению Правительства Российской Федерации

официальным корреспондентом международных финансовых организа-

ций, в которых состоит Российская Федерация, а также других ино-

странных контрагентов по финансовым операциям Правительства Рос-

сийской Федерации;

26 Финансовое право: Учебник / Отв.