19 Март 2011

Финансовое право Российской Федерации




В

Положении о Министерстве финансов, утвержденном постановлением

Правительства Российской Федерации от 19 августа 1994 г. № 984. оп-

ределено, что Министерство финансов России является федеральным

органом исполнительной власти, «обеспечивающим проведение единой

государственной финансовой политики и осуществляющим общее руко-

водство организацией финансов в стране». Основные задачи Министер-

ства финансов в этот период заключались в следующем:

• разработка и реализация стратегических направлений единой

государственной финансовой политики;

• составление проекта и исполнение федерального бюджета;

29

• обеспечение устойчивости государственных финансов и их ак-

тивного воздействия на социально-экономическое развитие страны, эф-

фективность хозяйствования, а также осуществление мер по развитию

финансового рынка;

• разработка предложений по привлечению в экономику страны

иностранных кредитных ресурсов и об источниках их погашения;

• осуществление финансового контроля за рациональным и целе-

вым расходованием бюджетных средств и средств государственных (фе-

деральных) внебюджетных фондов и др.

Указ Президента России от 14 августа 1996 № 1177 «О структуре

федеральных органов исполнительной власти»21, переложил на Мини-

стерство финансов России ряд функций и наделил его полномочиями,

ранее составлявшими компетенцию других органов государственной

власти. Это в свою очередь определило необходимость принятия нового

Положения о Министерстве финансов. Положение, утвержденное по-

становлением Правительства от 6 марта 1998 г. № 27322, расширило

полномочия Министерства финансов. В соответствии с этим положени-

ем Министерство финансов «является федеральным органом исполни-

тельной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюд-

жетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и ко-

ординирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов

исполнительной власти».

Положение определило основные задачи министерства таким об-

разом:

• совершенствование бюджетной системы Российской Федера-

ции, развитие бюджетного федерализма;

• разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, нало-

говой и валютной политики;

• концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направле-

ниях социально-экономического развития;

• формирование проекта федерального бюджета и обеспечение

его исполнения;

• подготовка отчета об исполнении федерального бюджета и кон-

солидированного бюджета страны;

• разработка единой методологии составления бюджетов всех

уровней и отчетов об их исполнении;

• подготовка программ государственных заимствований и их реа-

лизация;

• управление государственным внутренним и внешним долгом:

• разработка и реализация единой политики в сфере развития фи-

нансовых рынков;

21 СЗРФ 19.08.1996, № 34, ст. 4082.

22 СЗ РФ 16.03.1998, № 11, ст. 1288.

30

• участие в разработке и проведении единой политики в сфере

формирования и использования государственных ресурсов драгоценных

металлов и драгоценных камней;

• осуществление в пределах своей компетенции государственного

финансового контроля;

• обеспечение методологического руководства бухгалтерским

учетом, отчетностью и аудитом23.

В рамках вышеобозначенных задач Министерство финансов Рос-

сии как федеральный орган государственной власти, осуществляющий

управление финансами страны, выполняет следующие функции, кото-

рые можно сгруппировать по следующим областям:

• государственные финансы в целом – участие в комплексном

анализе экономики страны и в работе по составлению долгосрочных и

краткосрочных прогнозов их развития, определение потребностей госу-

дарственных финансовых централизованных ресурсов, подготовка пред-

ложений о распределении этих ресурсов между федеральным бюджетом

и государственными федеральными внебюджетными фондами;

• государственный бюджет – организация работы по составле-

нию и обеспечению исполнения федерального бюджета, разработка

предложений по нормативам отчислений от федеральных налогов, раз-

мерам дотаций и субвенций, выделяемых в бюджеты субъектов Россий-

ской Федерации, прогнозирование и составление консолидированного

бюджета Российской Федерации;24

• внебюджетные государственные федеральные фонды – подго-

товка предложений о создании и использовании целевых внебюджетных

фондов, обеспечение финансового исполнения государственных феде-

ральных внебюджетных фондов;

• страхование – участие в работе по развитию и совершенствова-

нию страховой деятельности в стране;

• денежное обращение – разработка и осуществление мер по оп-

тимизации товарно-денежных пропорций и сбалансированности денеж-

ных доходов и расходов населения, укреплению денежного обращения и

покупательной способности рубля, подготовка предложений по улучше-

нию состояния расчетов в народном хозяйстве, по основным направле-

ниям денежно-кредитной политики Российской Федерации, обеспечение

изготовления Гоcзнаком денежных билетов и металлических монет;

• государственный кредит – выпуск государственных внутренних

займов Российской Федерации, согласование общего объема и условий

выпуска долговых обязательств субъектов Российской Федерации, за-

ключение соглашений с Центральным банком Российской Федерации о

23 До конца 2001 г.