19 Март 2011

Финансовое право Российской Федерации




были созданы специальные феде-

ральные органы налоговой полиции.20 Выполняя правоохранитель-

ные функции, они представляли собой элемент системы сил обеспечи-

вающих экономическую безопасность РФ. Налоговая полиция осущест-

вляла выявление, предупреждение и пресечение налоговых правонару-

шений и преступлений, обеспечивала безопасность деятельности нало-

говых инспекций и их сотрудников, а кроме того, предупреждала, выяв-

ляла и пресекала коррупцию (взяточничество) в самих налоговых орга-

нах.

Возглавлял систему органов налоговой полиции Департамент на-

логовой полиции, на правах государственного комитета РФ. Его дирек-

тор осуществлял руководство деятельностью департаментов и управле-

ний в национально-государственных объединениях (республиках) и тер-

риториальных органов в других субъектах РФ, а также местных органов

налоговой полиции. Позднее департамент был переименован.

Органы налоговой полиции прекратили свое существование с 1

июля 2003 года, а их функции были переданы соответствующим подраз-

делениям Министерства внутренних дел и Федеральной службы безо-

пасности.

20 См. Ведомости Верховного Совета Российской Федерации (ВВС РФ). 1993 №29. ст. 1114.

27

Министерство финансов РФ осуществляет общегосударствен-

ный финансовый контроль, для чего, в соответствии с Положением о

Министерстве финансов РФ от 19 августа 1994 г. в нем образованы кон-

трольно-ревизионные структуры, осуществляющие контроль за состав-

лением и реализацией федерального бюджета, составлением и исполне-

нием смет министерств и ведомств, финансированием расходов. Помимо

федерального министерства функционируют министерства финансов

республик, финансовые управления в административно-

территориальных субъектах РФ. Указом Президента Российской феде-

рации 8 декабря 1992 г. «О Федеральном казначействе» была создана

единая централизованная система контроля за бюджетными средствами.

Федеральное казначейство составляло Главное управление фе-

дерального казначейства Министерства финансов РФ и территориаль-

ные органы в субъектах Российской Федерации, в городах, районах и

районов в городах. Начальник Главного управления назначался и осво-

бождался от должности Правительством РФ по представлению министра

финансов, руководители территориальных органов в субъектах РФ — ми-

нистром финансов по представлению начальника Главного Управления.

Предназначение органов федерального казначейства — в первую очередь,

контроль за поступлением, обоснованным и экономически эффективным

использованием средств бюджета. Для реализации этих функций орга-

нам казначейства предоставлено право производить у всех юридических

лиц, независимо от формы собственности, проверки денежных докумен-

тов, связанных с зачислением и использованием средств, а также полу-

чать от всех кредитных учреждений справки о состоянии счетов их кли-

ентов — юридических лиц.

В соответствии с Указом Президента от 9 марта 2004 г. № 314 «О

система и структуре федеральных органов исполнительной власти» Фе-

деральному казначейству был придан статус федеральной службы и пе-

реданы правоприменительные функции Министерства финансов Рос-

сийской Федерации по обеспечению исполнения федерального бюджета.

Таким образом, Федеральное казначейство подведомственно Министер-

ству финансов, которое, в свою очередь, находиться в ведении Прави-

тельства Российской Федерации, как и все прочие вновь созданные фе-

деральные службы.

Федеральная служба является федеральным органом исполнитель-

ной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в уста-

новленной сфере деятельности. Федеральную службу возглавляет руко-

водитель (директор) федеральной службы в пределах своей компетенции

федеральная служба издает индивидуальные правовые акты на основа-

нии и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных

конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Рос-

сийской Федерации, нормативных правовых актов Министерства Фи-

нансов Российской Федерации, осуществляющего координацию и кон-

троль деятельности службы.

28

Министерство Финансов РФ осуществляет общегосударственный

финансовый контроль, для чего в нем образованы контрольно-

ревизионные структуры, осуществляющие контроль за составлением и

реализацией федерального бюджета, составлением и исполнением смет

министерств и ведомств, финансированием расходов. Помимо феде-

рального министерства функционируют министерства финансов респуб-

лик и соответствующие им по правовому положению финансовые

управления в некоторых административно-территориальных субъектах

Российской Федерации.

Постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля

1992 г. № 242 определяло: «Установить, что Министерство финансов

Российской Федерации, являясь консолидирующим звеном финансовой

и кредитной системы Российской Федерации, несет ответственность за

разработку и практическую реализацию стратегических направлений

единой государственной финансовой политики во взаимосвязи с кредит-

ной и денежной политикой, а также за координацию этих направлений в

рамках межгосударственных отношений стран – членов Содружества

Независимых Государств и за разработку валютно-финансовых аспектов

внешнеполитического курса и внешнеэкономических связей России».

Основные задачи, поставленные пред Министерством финансов в тот

период были связаны с преодолением кризисной ситуации в стране.

Министерство осуществляло: разработку мер и предложений по

финансовому оздоровлению экономики, постепенному преодолению

бюджетного дефицита и кредитной экспансии, сдерживанию роста госу-

дарственного внутреннего долга; координацию работы по обеспечению

финансовой поддержки малоимущих слоев населения, лиц с фиксиро-

ванным доходом в условиях либерализации цен и перехода к рыночным

отношениям; разработку предложений по усилению борьбы с инфляци-

ей, стабилизации и повышению покупательной способности рубля, по-

следовательному достижению его конвертируемости, а также координа-

цию деятельности по становлению и нормальному функционированию в

стране финансового рынка и рынка ценных бумаг и др.

По мере развития рыночной экономики России роль Министерства

финансов в системе органов государственного управления менялась.