3 Февраль 2011

Основы экологии и экономика природопользования




Через жесткую ипотечную политику, необходимость которой давно назрела в условиях пе-рехода к рыночным отношениям, экологический банк может на конкурсной основе кредитовать предприятия под конкретные природоохранные программы, организовывать рыночную про¬дажу акций, оценивать имущество, потенциал и перспективы предприятий и т.д. Во многих странах уже созданы и успешно действуют такие банки.

Преимущество банковского кредитования природоохранной деятельности по сравнению с бюджетным финансированием сос¬тоит в возвратности и платности предоставляемых средств, что способствует повышению эффективности использования выде¬ляемых ресурсов и сокращению времени их реализации. Систе¬ма экологического кредитования должна создавать условия, за¬интересовывающие как заемщиков (природопользователей), так и кредиторов (банки). Для природо-пользователей это может быть льготное кредитование (под низкий процент), первоочеред¬ное кредитование экологических целей. Заинтересовать же бан¬ки в льготном кредитовании можно только в случае обеспечения полной компенсации затраченных ими средств. Такая компен¬сация может осуществляться посредством предоставления нало¬говых льгот путем уменьшения налогооблагаемой базы дохода банка, снижения ставки налога или же освобождения банка от отдельных видов платежей.

Важным направлением экологизации кредитной ПОЛИТИКИ является введение рейтинга банковского процента в зависимос¬ти от экологической надежности природопользователей, пос¬кольку высокий уровень экологической опасности предприятия снижает степень гарантии возврата банковского кредита. В раз¬витых странах такого рода рейтинги широко используются. Примером действенности такого рейтинга как средства вытесне¬ния экологически опасных производств является случай аварии на химическом заводе компании «Юнайтед Карбайд» в Индии, после которой все предприятия данной фирмы в разных частях света были переведены банками на значительно более высокий процент как экологически ненадежные, что практически разо¬рило фирму.

Экологизация кредитной политики должна быть основана на принципе «кредитной нейтральности», то есть повышенный процент за кредитование экологически опасных предприятий должен компенсироваться льготным кредитованием экологи¬чески надежных. Однако необходимым условием введения у нас такого рейтинга является общее оздоровление экономики, пос-кольку в настоящее время высокая инфляция неизбежно приво¬дит к высоким процентным ставкам.

Существует также еще один источник финансирования при-родоохранных мероприятий, проверенный на опыте разных стран. Это мобилизации будущих доходов государства (антици¬пация, на языке финансистов) для решения неотложных теку¬щих задач путем выпуска государственных займов и формиро¬вания рынка государственных ценных бумаг (экологических облигации). Этот основанный на рыночных механизмах способ финансирования природоохранной деятельности может оказа¬ться эффективным в условиях финансового кризиса.

Экологические займы представляют собой способ привлече¬ния средств юридических и физических лиц на условиях добро¬вольности, срочности, возвратности и платности для дополни¬тельного финансирования природоохранных нужд сверх теку¬щих возможностей государства и предприятий. Эмиссию обли¬гаций государственных экологических займов могли бы осущес¬твлять специальные уполномоченные на это банки, но для этого необходимо принятие соответствующих нормативно-правовых актов, регламентирующих их эмиссионную деятельность.

Выпуск экологических ценных бумаг (облигаций) должен быть экономически интересен для потенциальных инвесторов, а значит, нужна надежная защита облигаций от инфляции (соот¬ветствующей процентной ставкой, скорректированной на темпы инфляции). Привлекательность облигаций может быть усилена предоставлением их владельцам различного рода льгот, среди которых могут быть следующие:

¦ исключение из налогооблагаемой, базы доходов, направ¬ленных юридическими и физическими лицами на приобретение экологических облигаций;

¦ льготные цены и условия поставки природоохранной техники, экологически чистых технологий и продуктов;

¦ приоритетный доступ к наиболее ценным природным объектам региона и т.п.

Крайне важно обеспечить успешность экологического займа, регулируя эмиссию ценных бумаг с учетом реального положения дел на фондовом рынке. Но главный выигрыш от успешной организации государственного экологического займа получат не эмитенты или владельцы экологических облигаций, а общество в целом и, конечно, природа.

К сожалению, не нашел должного отражения в нашем зако¬нодательстве и вопрос о необходимости экологического страхо¬вания. В ст. 80 законопроекта «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» указано, что экологическое страхование осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Бела¬русь о страховании, однако страховое законодательство не учи¬тывает особенности рисков экологического происхождения и не содержит конкретных механизмов реализации декларируемых положений об экологическом страховании. Создание еще одного реального источника финансирования экологической сферы требует разработки и принятия закона «Об экологическом стра¬ховании». Рассмотрим подробнее экономическую сущность это¬го важного инструмента регулирования природоохранной деятельности.

16.4. Экологическое страхование: виды, формы, проблемы развития

В мировой практике экологическое страхование означает страхование ответственности объектов — источников повы¬шенного экологического риска — за причинение ущерба треть¬им лицам вследствие внезапного, непреднамеренного (аварий¬ного) загрязнения окружающей среды и экономическое стиму¬лирование таким образом предотвращения данного загрязне¬ния.