3 Февраль 2011

Основы экологии и экономика природопользования




Использование средств территориальных (областных и г. Минска) внебюджетных фондов охраны природы в Республике Беларусь в 1996 г.

Значимость фондов состоит в том, что их средства являются тем необходимым минимумом, который гарантирован экологической сфере и не может быть использован ни на какие иные нужды. Распределение же бюджетных средств подчиняется требованиям экономической целесообразности, которые зачастую не согласуются с требованиями эколо-гического императива. Снижение бюджетного инвестирования в экологическую сферу компенсировалось в последние годы ростом капитальных расходов из целевых природоохранных фондов, а также из средств предприятий и организаций (табл. 16.1).

Таблица 16.1

Структура капитальных вложений на охрану окружающей среды по источникам финансирования, %*

Капитальные вложения 1992 г. 1993 г. 1995 г. 1996 г. 1999 г.

На охрану окружающей среды, всего 100 100 100 100 100

Из них финансированиеза счет:

республиканского бюджета 283 21,1 5,5 6,9 102

местных бюджетов 189 36,7 34,3 23,2 201

целевых (внебюджетных фондов ох-раны природы - 4,6 22,2 30,4 14,2

средств предприятии и организаций 52,7 37,5 37,9 39,4 55.5

*Рассчитано по данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь.

Благодаря этому общие годовые затраты на охрану окружающей среды имеют тенденцию к росту, а их доля в ВВП постепенно возрастает (табл. 16.2). Тем не менее в настоящее время целевые фонды охраны природы функционируют в составе бюджетов (республиканского и местных), и это, конечно же, привело к использованию «природоохранных денег» не только на экологические нужды.

Таблица 16.2

Удельный вес затрат на охрану окружающей среды в ВВП*

1990 г. 1992 г. 1995 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г.

Затраты на охрану окружающей среды, млрд. р. ** 0,436 11,912 2491,0 7765,2 13005,0 62558,0

Валовой внутренний продукт, млрд. р. ** 43 917 119813 356 079 675159 2890320

Доля затрат на ох¬рану окру-жающей среды в ВВП, % 1,0 1,3 2,0 2,2 1.9 2,2

* Рассчитано по данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь.

**В ценах соответствующих лет.

Так, по данным Минприроды, в 1999 г. распорядителями бюджетных фондов всех уровней было израсходовано 4077,6 млрд. р. (неденоминированных), из них 60 % составили капитальные расходы (на строительство, реконструкцию природоохранных объектов; приобретение контрольно-измерительных приборов и оборудования; капитальный ремонт очистных сооружений и се¬тей канализации более чем в 50 населенных пунктах республики; на финансирование строительства, реконструкции и ремонта сооружений по очистке и утилизации навозных стоков на жи¬вотноводческих комплексах; на строительство полигонов про¬мышленных и бытовых отходов и т.п.). Вместе с тем, в соответ¬ствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь 14 % средств фондов охраны природы всех уровней были перечислены для частичной компенсации затрат по вывозке на поля органических удобрений, что, безусловно, противоречит их целевому предназначению. По мере развития и оздоровления экономики основную часть расходов по нормализации экологической обстановки должны взять на себя предприятия, и надобность в целевых фондах сама собой отпадет. В настоящее же время, исходя из анализа сущес¬твующей тенденции в соотношении источников финансирования природоохранной деятельности (табл. 16.1), политику инвестирования экологической сферы следует строить на основе собственных средств субъектов хозяйствования, средств природоохранных фондов, а также привлекать для этого возможных инвесторов.

16.3. Новые подходы к финансированию природоохранной деятель-ности. Проблемы и перспективы развития финансовой системы в сфере природопользования

Формирование устойчивой системы финансирования природоохранной сферы в Республике Беларусь требует создания гармо¬ничного финансово-кредитного механизма регулирования приро¬допользования, включающего следующие звенья:

¦ финансирование экологических программ и природоохранных меро-приятий из средств бюджетов различных уровней;

¦ развитую систему природоохранных фондов, инновационных экологических фондов, природоохранных фондов предприятий;

¦ систему экологических банков;

¦ привлечение средств из фондов экологического страхования;

¦ привлечение средств Мирового и Европейского банков реконструкции и развития, а также иностранных фондов, организаций и фирм к финансированию экологической сферы;

¦ использование собственных средств предприятий на природоохранные нужды;

¦ систему льготных экологических инвестиционных кредитов.

Если первые два источника финансирования природоохран¬ной деятельности предусмотрены нашим законодательством, равно как и средства юридических лиц, в том числе иностран¬ных, то создание системы экологических банков в республике пока не предполагается. В условиях же становления рыночных отношений необходимость в таких специализированных банках давно назрела и обусловлена, во-первых, ограниченностью бюд¬жетных возможностей финансирования экологической сферы; во-вторых, необходимостью льготных условий кредитования природоохранных программ; в-третьих, растянутостью сроков окупаемости экологических затрат, следовательно, повышен¬ной степенью банковского риска, и, наконец, возросшей потреб¬ностью предприятий в дополнительных средствах, вызванной введением платности природопользования.

Экологический банк может выступать как эффективный эко¬номический центр регулирования процессов природопользова¬ния, что обусловлено получением максимально полной инфор¬мации обо всех процессах, протекающих в данной сфере, акку¬муляцией необходимых финансовых ресурсов и функциониро¬ванием в режиме самоуправления.