3 Февраль 2011

Основы экологии и экономика природопользования




Исследование зарубежного опыта показало, что на Западе экологические фонды в государственном масштабе широкого распростра-нения не получили, однако во Франции, ФРГ, Нидерландах в рамках от-дельных территорий создаются коллективные распределительные фонды целевого назначения. Такие фонды формируются прежде всего при регу-лировании поступлений сточных вод.

Они образуются за счет средств предприятий-загрязнителей, государ-ственных дотаций и средств бассейновых органов.

Опыт стран, внедряющих такие фонды, показывает, что условиями эффективного использования их средств являются наличие конкретных природоохранных программ и ограни¬чение числа членов фонда, что позволяет более точно опреде¬лять размеры вкладов отдельных предприятий и последующее распределение средств. Так, в США создан государственный компенсационный фонд, который используется для компенса¬ции затрат правительства на применение неотложных мер и ог¬раничение масштабов ущерба, нанесенного здоровью людей. В 1980 г. был принят закон о суперфонде, регламентирующий фи-нансирование работ по обезвреживанию химических свалок и других опасных отходов: 75 % поступлений в суперфонд дол¬жны обеспечивать налоги корпораций. В рамках суперфонда сформирован спецфонд за счет штрафов компаний, у которых были случаи загрязнения окружающей среды опасными вещес¬твами. Компенсационные фонды создаются в США и на уровне штатов для финансирования мониторинга, исследований и пра¬ктических мероприятий за счет сбора штрафов в возмещение убытков от загрязнения природной среды.

В Республике Беларусь целевой внебюджетный фонд охраны природы был учрежден в 1990 г., а позднее создание его получило правовую основу в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей сре-ды» (1992), который четко оп¬ределил важнейшие источники финансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды:

¦ республиканский и местные бюджеты;

¦ средства юридических лиц, добровольные взносы населения, иностранных граждан, а также иных источников;

¦ республиканский, местные внебюджетные фонды и общественные фонды охраны природы;

¦ кредиты банков.

Создание внебюджетных фондов охраны природы (республиканского, областных, Минского городского, районных и городских) регламентировала отдельная статья закона (ст. 19), в которой был определен порядок их образования и направления использования средств. Тем самым усиливалась значимость фондов как источников финансирования экологической сферы. В развитие этой статьи было разработано и утверждено правительством «Положение о внебюджетных фондах охраны природы в Республике Беларусь», в котором в качестве основных средств формирования фондов отмечены налоги (платежи) за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду; платежи за размещение (складирование) отходов; суммы, полученные в возмещение ущерба, причиненного нарушением законодательства об охране окружающей среды; штрафы за нарушение природоохранного за-конодательства.

Помимо указанных источников внебюджетные фонды пополнялись за счет платежей за выдачу лицензий на природо-пользование, средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, а также от продажи незаконно добытой с их помощью продукции, инвалютных поступлений, полученных по искам от иностранных физических и юридических лиц за нарушение природоохранного законодательства, долевого участия юридических лиц, других природопользователей в финансировании природоохранных работ и некоторых иных поступлений.

Все указанные средства, формирующие внебюджетные фонды охраны природы, зачислялись на специальные счета исполкомов местных Советов депутатов, а затем распределялись сле¬дующим образом: 10 % — на специальный текущий счет внебюджетных средств Минприроды (республиканский внебюд¬жетный фонд), 30 % — в областные, 60 % — в районные и городские фонды охраны природы. Средства фондов расходовались только на природоохранные нужды. Использование их показано на рис.16.1 и 16.2.

Согласно рис.16.2, в 1996 г. почти 2/3 средств фондов было израсхо-довано на строительство, капитальный ремонт и реконструкцию очистных сооружений и полигонов для отходов, остальная часть — на приобретение контрольно-измерительных приборов и оборудования; мероприятия по охране и вос¬производству животного и растительного мира, повышению плодородия земель; укрепление государственных служб; организацию мониторинга и ведение кадастров природных ресурсов; научные исследования в области охраны окружающей среды и т.п.

Следует заметить, что внебюджетные фонды охраны природы всех уровней концентрировали в последние годы немалые денежные ресурсы (так, в 1996 г. в фонды республики поступило порядка 880, а в 1997 г. — 1327,7 млрд. р.), поэтому все чаще поднимался вопрос о консолидации фондов с бюджетами соответствующих уровней в целях усиления государственного контроля за расходо¬ванием средств. И в соответствии со ст. 2 Закона «О бюд-жете Рес¬публики Беларусь на 1998 год» средства республиканского внебюд-жетного фонда охраны природы впервые были включены в состав республи-канского бюджета, а операции с ними стали проводиться через систему Глав-ного государственного казначейства Министерства финансов Республики Бе-ларусь. С этих пор внебюджетный фонд охраны природы стал именоваться государственным целевым бюджетным фондом охраны природы. Средства же территориальных фондов охраны природы (в соответствии со ст. 3 закона) теперь аккумулируются в составе местных бюджетов.

Рис. 16.1. Схема формирования и использования средств бюджетного

целевого фонда охраны природы

Рис.16.2.