3 Февраль 2011

Основы экологии и экономика природопользования




ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

16.1. Формирование системы финансирования природоохранных мероприятий

До последней четверти XX ст., когда стала очевидной необходимость мобилизации значительных сил и средств на решение экологических проблем, финансирование природоохранных мероприятий в нашей стране не носило постоянного характера, осуществлялось лишь по мере экстренных потребностей и возможностей. Только в 70-е годы капитальные вложения на создание производственно-технических природоохранных объектов (очистных сооружений, пылегазоулавливающих устройств, ме¬лиоративных систем, лесных насаждений и т.п.) стали обеспе¬чиваться путем прямого бюджетного финансирования в соответствии с пятилетними и годовыми планами охраны окружающей среды. Двумя последними пятилетними планами предусматри¬валось выделение на природоохранные нужды в СССР соответ¬ственно 11 и 9 млрд. р., в Беларуси — более 300 и 275 млн. р.

Выделенные средства распределялись по отраслям народного хозяйства, а затем по предприятиям, организациям и учреждениям в соответствии с планами финансирования и сметно-финансовыми расчетами по создаваемым хозяйственным объектам в порядке бюджетного финансирования и долгосроч¬ного кредитования. Система централизованного финансирования дополнялась системой фондирования — централизованного распределения материально-технических ресурсов. За счет госбюджетных средств финансировались также научно-исследовательские и опытно-конструктор-ские работы природоохранного назначения.

Текущие расходы на реализацию природоохранных мероприятий не-сли обычно сами предприятия и отрасли, но основная тяжесть финансиро-вания экологической сферы ложилась все же на государственный бюджет. Формально существовали и другие источники финансирования — бюджеты регионов, средства министерств и ведомств, однако фактически их нельзя было рассматривать в качестве независимых от госбюджета источ¬ников финансирования. Обеспечение финансами природоохран¬ной деятельности осуществлялось, как правило, без расчета на получение прибыли, кроме случаев утилизации отходов для производства какой-либо продукции, по-этому средства на реа¬лизацию этой деятельности выделялись по «остаточ-ному» при¬нципу, что никак не способствовало стимулированию рацио-нального природопользования. Вместе с тем, нужно отметить одно сущест-венное достоинство прежней системы финансирова¬ния экологической сферы — ее регулярность.

В то время, как в условиях административно-командного хо-зяйствования определяющую роль играло материально-техни¬ческое обес-печение природоохранной деятельности (через систе¬му фондов и лимитов), в условиях рыночного хозяйства, где единственным дефицитным ресурсом являются деньги, решаю¬щим фактором эффективности природоохранной сферы стано¬вится устойчивость ее финансового обеспечения.

Переход к рыночным отношениям неизбежно ведет к разрушению прежней системы финансирования экологической сферы. В республиканском бюджете последних лет капитальные расходы на природоохранные нужды сократились с 1,4 % в 1992 г. до 0,8 % в 1995 г. в госбюджетном финансировании ка¬питальных вложений, но в соответствии с Законом «О государ¬ственном бюджете Республики Беларусь на 2000 год» на приро-доохранные нужды предусматривалась сумма, составлявшая уже 1,6 % расходной части республиканского бюджета (без учета средств фондов ох-раны природы).

Тем не менее, в условиях большого бюджетного дефицита в первую очередь страдают статьи расходов на экологию. Высокие процентные ставки приводят к тому, что краткосрочные выгоды доминируют над долгосроч-ными интересами. В сфере экологии осуществлять долгосрочные вложения на безубыточной основе невозможно (а в высокоинфляционных экономиках вложения на срок свыше 4—5 месяцев рассматриваются уже как долгос-рочные), поскольку за короткое время нельзя реализовать ни одного более или менее серьезного экологического проекта. За¬дача государства в этих условиях состоит в том, чтобы обеспе¬чить функционирование такой системы финансирования эколо¬гических мероприятий, которая бы оказывала стимулирующее воздействие на природопользователей с целью снижения их тех¬ногенных нагрузок на природу.

Сообразно изменениям во всей системе общественных финансов фи-нансирование экологической сферы тоже переходит к смешанному типу: помимо бюджетных расходов, которые неиз¬бежны, поскольку остаются ор-ганы управления, необходим эф¬фективный механизм финансирования природоохранной дея¬тельности за счет предприятий-загрязнителей. Такое решение справедливо, поскольку загрязнители должны нести финансовую ответственность перед обществом. Реализовать этот меха¬низм позволяют целевые фонды охраны природы.

16.2. Основные источники и виды финансирования природо-охранной сферы. Целевые фонды охраны природы

Грамотная реализация идей функционирования целевых природо-охранных (экологических) фондов позволяет устранить многие недостатки действовавшей прежде системы финансиро¬вания, в частности, слабый учет местной специфики финанси¬руемых объектов и необходимых пропорций в выделении средств на отдельные направления охраны окружающей среды. Механизм образования фондов содействует увеличению притока средств и частичному самофинансированию природоохран¬ных работ за счет платежей предприятий за загрязнения.

Впервые вопрос о необходимости создания экологических фондов воз-ник в отечественной литературе на рубеже 70—80-х годов XX в. в связи с проблемой поиска и распределения средств на природоохранные меро-приятия и разработкой системы платежей и штрафов за загрязнение окру-жающей среды.