3 Февраль 2011

Основы экологии и экономика природопользования




Первоначально компетентные органы природоохраны определяют допустимые масштабы воздействия на природу, далее распределяют лицензии на выбросы между заинтересованными сторонами, а затем предоставляют предпринимателям полную свободу перераспре¬делять, перепродавать свои лицензии. Органы управления лишь следят за эквивалентностью сделок, то есть за тем, чтобы общее воздействие на природу не увеличилось, а также способствуют созданию рыночной инфраструктуры — организаций, обеспечи¬вающих закрепление прав собственности, — и реализацию этих прав путем выдачи лицензий или сер-тификатов собственности. В их компетенцию входит осуществление контроля за деятель¬ностью экологических банков и бирж, обеспечение сделок по тор-говле правами на выбросы.

Основные элементы системы рыночного регулирования, нашедшей ши-рокое применение в США и, в некоторой степени, в ФРГ:

¦ баббл-принцип (принцип «пузыря» или «облака»), в соответст-вии с которым норматив выбросов устанавливается для целого региона, а находящиеся на его территории предприятия могут совместно найти наибо-лее выгодный вариант обеспе¬чения соблюдения этого норматива. Теперь не каждая «дымя¬щая труба», а территория региона в целом, отдельные источни-ки эмиссии загрязнений которой как бы формируют «облако», становится объектом установления экологических нормативов. Цель «баббл-принципа» — развязать предприятиям руки для достижения наибольшей экономической эффективности за счет оптимального перераспределения выбросов между участниками рынка. Например, если на одной территории расположены крупная электростанция и несколько мелких котелен, то оказы¬вается выгоднее улавливать оксиды серы и азота на крупном ис¬точнике, чем пытаться бороться с выбросами от каждого мелкого загрязнителя. Принцип «пузыря» создает условия для торговли правами на загрязнение на уровне региона;

¦ политика компенсации выбросов позволяет предприятиям, уменьшив-шим свои выбросы, приобретать тем са¬мым право на выброс, фиксируемое в соответствующем документе — лицензии, или разрешении, на выброс. Эту лицензию можно продать фирме, желающей разместить в данном регионе предприятия и нуждающейся в разрешении на эмиссию своих загрязнений. Иначе говоря, появление новых выбросов компенсируется снижением ранее существовавших в регионе. При этом продавцы обязаны сократить выбросы на величину, большую, чем будут осуществлять покупатели. Так, в Лос-Анджелесе, в соответствии с местным законодательством, каждая тонна за-грязнителя, произведенная новым предприятием, должна компенсироваться снижением выбросов на других предприятиях на 1,67 т;

¦ банки выбросов — специальные банки, в которые фирма, сокра-тившая объемы своих выбросов ниже уровня, предусмотренного нормати-вами, может положить аккредитив, полученный на разницу, чтобы впо-следствии продать или использовать его при необходимости. Это облегчает потенциальным покупателям лицензий поиск подходящих продавцов. Банки выполняют и учетную функцию, обеспечивая процесс погашения израсходо-ванных прав и не допуская их повторного использования;

¦ биржи прав на загрязнение — посреднические организации необ-ходимые при расширении рынка прав на загрязнения для проведения сделок по купле-продаже прав на выбросы.

Механизм торговли правами на выбросы в США, где он получил наи-большее распространение, уже показал высокую эколого-экономическую эффективность, обеспечивая значительную экономию средств на охрану ок-ружающей среды за счет разницы в себестоимости борьбы с загрязнениями на различных предприятиях.

15.4. Совершенствование производственных и макроэкономических показателей с учетом экологических требований

Задачи экономического стимулирования природоохранной и ресур-сосберегающей деятельности требуют корректировки как производственных, так и макроэкономических показателей с Учетом экологических требований.

Экологизация показателей основного производства будет способствовать заинтересованности субъектов хозяйствования в результатах природоохранной деятельности. Так, одним из основных итоговых показателей работы предприятий служит рентабельность, отражающая как количественные, так и качественные ее результаты. Показатель общей рентабельности (R) рассчитывается как отношение общей (балансовой) прибыли (Пб) к стоимости основных производственных фондов и норми-руемых оборотных средств (Ф):

(15.1)

Рост рентабельности производства возможен как за счет воз¬растания прибыли, так и за счет экономного использования фондов, но это никак не отражает последствий воздействия предприятия на окружающую среду, степени природоемкости производства. Необходим расчет чистой прибыли, которая бы отражала как результат производственной деятельности, так и степень ее негативного влияния на окружающую среду.

Воздействие на среду проявляется в виде эколого-экономического ущерба. В случае наращивания фондов без учета экологических требований предприятие увеличивает балансовую прибыль, но одновременно растет и ущерб, так как с увеличени¬ем объемов производства, как правило, растет его природоемкость. Поэтому при определении рентабельности нужно опери-ровать размерами чистой прибыли (Пч), рассчитываемой как разница между балансовой прибылью (Пб) и наносимым производственной деятельностью ущербом (У).

Но в процесс производства вовлекаются не только основные фонды, но и природные ресурсы, рациональное использование которых также должно сказываться на рентабельности пред¬приятия. В «экологизированном» показателе рентабельности необходимо учитывать оценку используемых природных ресурсов (ПР).

В итоге интегральный показатель оценки работы предприятия — рен-табельность — будет рассчитываться следующим образом:

(15.2)

Из этого следует, что чем меньше природных ресурсов пот¬ребляет производитель и чем меньше наносит урон природе, тем выше будет пока-затель рентабельности.