3 Февраль 2011

Основы экологии и экономика природопользования




Большинство экологических платежей — плата за выбросы (сбросы) загрязнений в окружающую среду, платежи за размещение отходов, штрафы за нарушения природоохранного за¬конодательства, компенсационные выплаты по возмещению ущерба (за исключением платежей за природные ресурсы, земельный налог и лесной доход, которые зачисляются в местные бюджеты), — составляли основной источник формирования внебюджетных природоохранных фондов всех уровней. Поступ¬ление экологических платежей во внебюджетные фонды способ¬ствовало некоторой активизации природоохранной деятельнос¬ти в республике. За счет этих средств осуществлялись меропри¬ятия по строительству, капитальному ремонту и реконструкции природоохранных объектов, восстановление режима некоторых рек, различные проектно-изыскательские и научно-исследова¬тельские работы в области охраны при-роды и рационального ис¬пользования природных ресурсов. С 1998 г. целе-вые фонды ох¬раны природы стали бюджетными, но их средства по-прежнему расходуются только на природоохранные нужды.

Однако в целом значение налогов за использование природ¬ных ресур-сов и загрязнение окружающей среды в условиях эко¬номического кризиса, падения производства, высокой инфляции, нестабильности курса нацио-нальной валюты переоцени¬вать нельзя по нескольким причинам.

Во-первых, пересмотр ставок платежей не соответствовал темпам ин-фляции. Сопоставление динамики трансформации ставок экологического налога с темпами роста потребительских цен показало существенное (иногда на порядок) отставание ин¬дексации ставок налога от темпов инфляции. Так, в 1993 г. став¬ки налога были увеличены в 10 раз при росте цен на товары и ус-луги в среднем в 12,9 раза, в 1994 г. цены возросли в 23,2 раза, а ставки налога — всего в 1,2 раза, в 1995 г. — соответственно в 6,9 и 8,1 раза, и только с 1996 г. наметилось сближение индекса¬ции ставок налога с темпами общего роста индекса цен (соответ¬ственно 1,2 и 1,5 раза) (табл. 15.2, 15.3). С января 1999 г. ставки налога были проиндексированы в соответствии с годо-вой инфля¬цией и увеличены в 2,85 раза, но в течение всего 1998 г. действо-вали единые нормативы налога, установленные на 1 января 1998 г. Для повышения эффективности экологического налога необходима более гибкая система пересмотра ставок, поквартальная их индексация в соответствии с темпами инфляции, а не 1 — 2 раза в год, как это происходит до сих пор.

Второй недостаток действующей системы платности природополь-зования — ее слабое стимулирующее воздействие на хозяйствующих субъектов в силу невысоких ставок экологического налога. По данным Минприроды Республики Беларусь, экологический налог в среднем по республике составляет 1—1,5 % себестоимости продукции предприятий, к тому же компенсируется в ценах. Основной принцип платного природо-пользования — ‘загрязнитель платит» — может реализоваться здесь лишь в случае сверхнормативного загрязнения окружающей среды, Когда эко-логический налог выплачивается из прибыли. Однако этому препятствует сложившаяся практика установления лимитов негативных воздействий на окружающую среду, которые завышены относительно реально существую-щих объемов загрязнений. Более того, несмотря на то, что объемы сбросов в поверхностные водоемы составляли в последние годы 80—90 % , а выбросы в атмосферный воздух 54—70 % от установленных лимитов, пересмотр их на предстоящий год всегда происходил в сторону увеличения допустимых объе-мов загрязнений.

Таблица 15.2

Трансформация ставок налога за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окру-жающую среду в пределах установленных лимитов и рост потребительских цен

I. Атмосферный воздух

На-чало года Постановления Совета Ми-нистров и Кабинета Мини-стров Республики Беларусь Ставки налога в зависимости от класса опасности загрязняющих веществ, тыс. р./т Рост ставок на-лога за год

I II III IV

1993 от 26.03.93г. № 181 440 13,2 4,4 2,2 20

1994 от 31.12.93г. № 881 8 800 264 88 44 1,2

1995 от 25.11.94г. № 201 10 500 320 106 53 6,9

1996 от 3.01.96г. № 5 73 920 2 216 736 368 1,2

1997 от 31.12.96г. № 869 88 700 2 660 880 440 1,3

1998 от29.12.97г. №1736 116 200 3 480 1 150 570 2,8

1999 от 25.01.99г. № 113 325 360 9 740 3 220 1 600 -

Окончание табл. 15.2

II. Водные ресурсы

На-чало

года Постановления Совета Министров и Кабинета Мини-стров Республики Беларусь Ставки налога за сброс сточных вод в водоемы по категориям качества, р./ м3 Рост ставок на-лога за год, раз

Неочи-щенные Недостаточно очищенные Норматив-но очи-щенные Нормативно чистые

1993 от 26.03.93г. № 181 88 13,2—66,0 4,4 4,4 10

1994 от 31.12.93г. №881 880 130—660 45 45 1,2

1995 от 25.11.94г. № 201 1 060 160—800 55 55

1996 от 3.01.96г. № 5 7 400 1 080—5 520 380 380 1.2

1997 от 31.12.96г. № 869 8 800 1 290—6 620 450 450 1,3

1998 от 31.12.97г.№ 1736 11 500 1 690—8 670 690 590 2,8

1999 от 25.01.99г. №113 32 200 4 730—24 276 1 650 1 650

III. Рост потребительских цен, раз

1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г.

12,9 23,2 8,1 1,5 1,6 2,8

*Рассчитано по данным Минприроды и Минэкономики Республики Беларусь.

Таблица 15.3

Сопоставление годовых темпов роста ставок налога за добычу полезных ископаемых и потребительских цен, раз*

1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г.

Потребительские цены 23,2 8,1 1,5 1,6

Нефть 1,2 6,8 1,3 1,3

Соль калийная 1,2 7,0 0,99 1,1

Соль поваренная 1,2 1,9 1,3 1,1

Песок формовочный 1,2 7,0 1,3 1,3

Доломит 1,2 7,2 1,3 1,3

Камень строительный 1,2 6,9 1,3 1,3

Камень облицовочный 1,2 7,0 1,3 1,3

Торф (влажность 40 %) 1,2 7,0 1,3 1,1

Сапропели 1,2 3,5 1,3 1,1

Мел для цемента 1,2 6,9 1,3 1,3

Мореный дуб - 5,3 1,3 1,3

Янтарь - 6,8 1,3 1,3

Золото - 6,4 1,3 1,3

Грунт для возведения земляных сооружений - - 1,3 1,3

*Рассчитано по данным Минприроды и Минэкономики Республики Беларусь.

Следует отметить, что относительно невысокие ставки экологического налога сегодня и включение его в себестоимость продукции — это компромисс, оправданный в период очень сложного социально-экономического положения в стране, ведь Удорожание производства за счет природоохранных издержек будет способствовать росту инфляции.