3 Февраль 2011

Основы экологии и экономика природопользования




Ставки налога и лимиты добываемых природных ресур-сов и допустимых выбросов в окружающую среду определялись в соответствии с утвержденными нормативами. Так, были уста¬новлены ставки налога за фактический объем добычи калийной и каменной соли, строительного и формовочного песка, песчано-гравийной смеси, глины, доломита, торфа, сапропелей, стро¬ительного и облицовочного камня, воды из поверхностных и подземных источников, минеральных вод, а также ставки нало¬га за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в атмосферный воздух и водные источники.

Внесенные суммы налога за природопользование в пределах установленных лимитов относятся на издержки производства, то есть включаются в себестоимость продукции, а сверх установ¬ленных лимитов — изымаются из прибыли, остающейся в распоряжении природопользователей. До 1995 г. за превышение установленных объемов добычи природных ресурсов экологи¬ческий налог взимался в 3-кратном размере, а за выбросы заг¬рязняющих веществ сверх установленных лимитов — в 5-кратном. Суммы налога за использование природных ресурсов и выбросы загрязняющих веществ полностью зачислялись в доходы местных бюджетов, за исключением налога за добычу нефти, калийной и поваренной соли, 50 % которого подлежали за¬числению в доход государственного бюджета.

Несколько ранее Законом Республики Беларусь «О платежах за землю» (принят 18 декабря 1991 г.) были установлены ставки платежей за земли сельскохозяйственного назначения (в зави¬симости от кадастровой оценки), земли населенных пунктов (в зависимости от категории населенного пункта) и средние ставки земельного налога по административным районам. С учетом ин¬фляционных процессов ставки экологического и земельного на¬логов неоднократно пересматривались.

Дальнейшее развитие системы платности природопользова¬ния было определено законами Республики Беларусь от 26 нояб¬ря 1992 г. «Об охране окружающей среды», от 25 ноября 1993 г. «Об отходах производства и потребления», от 1 декабря 1994 г. и 23 февраля 1996 г. «О внесении изменений и дополнений в За¬кон Республики Беларусь «О налоге за пользование природны¬ми ресурсами (экологический налог)», постановлениями Совета Министров и Кабинета Министров Республики Беларусь об ут¬верждении новых ставок экологического налога и лимитов до-бычи природных ресурсов.

В соответствии с Законом «Об отходах производства и потребления» предусмотрены платежи за размещение отходов в санкционированных местах (полигонах или территориях пред¬приятий — юридических лиц) с дифференциацией в зависимос¬ти от токсичности отходов, а также промышленных радиоактивных отходов на специальных полигонах. За размещение всех видов отходов в санкционированных местах сверх допустимых норм установлены штрафные санкции в 5-кратном размере от норматива; за самовольное размещение отходов в несанкциони¬рованных местах или с нарушением санитарных норм и эколо¬гических требований, а также за сжигание их с целью сокрытия предусмотрен штраф в 10-кратном размере. С учетом инфляции ставки платежей индексировались.

Законом «Об охране окружающей среды» (1992) регламентировано создание внебюджетных фондов охраны природы, одним из основных источников формирования которых стали платежи за загрязнение окружающей среды. С этого времени платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, а также за размещение твердых отходов стали поступать не в местные бюджеты, откуда они расходовались чаще всего безадресное, а во внебюджетные фонды охраны природы (10 % — в республиканский, 30 % — в областные, 60 % — в районные и городские фонды), средства ко¬торых идут только на цели оздоровления окружающей среды, строительство очистных сооружений, внедрение экологически чистых технологий, научные исследования в области экологии, развитие экологического воспитания и образования и прочие нужды, связанные с охраной окружающей среды.

Законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О налоге за пользование природными ресур¬сами (экологический налог)» от 1 декабря 1994 г. были ужесто¬чены ставки налога за сверхли-митное природопользование. С начала 1995 г. за превышение установленных объемов добычи природных ресурсов налог взимается в 10-кратном размере, а за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ сверх установленных лимитов — в 15-кратном. Поскольку в этом случае налог изыма¬ется из прибыли предприятий, такое ужесточение должно послужить стимулом к соблюдению природоохранных норм, снижению природоемкости производства.

Установленный механизм изъятия экологического налога вызвал критику многих ученых и специалистов-практиков, пос¬кольку включение суммы налога в себестоимость и цену продук¬ции означает перекладывание платы за выбросы в окружающую среду с загрязнителя на плечи потребителя его продукции. Та¬ким образом нарушается основной принцип платного природо¬пользования — «загрязнитель платит», который реализуется в рес-публике только в случае сверхнормативного загрязнения ок¬ружающей сре-ды, когда экологический налог изымается из прибыли предприятия.

Однако в данном случае законодатели реалистично подошли к эконо-мическим возможностям природопользователей, для ко¬торых дополнитель-ный налог, не компенсированный в ценах продукции, явился бы бременем, делающим их убыточными. Угроза же выплат из прибыли удерживает при-родопользовате¬лей от превышения допустимых норм загрязнения окружаю-щей среды и ресурсопотребления.

Анализ сложившейся в последнее пятилетие в Беларуси системы платности природопользования показывает, что ее функционирование при-несло определенные положительные результаты.