3 Февраль 2011

Основы экологии и экономика природопользования




Все инструменты ценового регулирования, используемые у нас в хозяйственной практике, можно условно подразделить на поощрительные (льготное налогообложение, льготное кредитование и субсидирование природоохранных проектов, дотации на приобретение экологического оборудования, премирование по результатам природо-охранной деятельности и т.п.), принудительные (ресурсные платежи, платежи за загрязнение, штрафы за превышение лимитов) и компен-сационные меры (возмещение нанесенного ущерба, создание природоохран-ных фондов и др.).

По мере стабилизации экономики необходимо также посте¬пенное ос-воение рыночных механизмов эколого-экономического регулирования путем создания рынка разрешений (лицензии) на загрязнение окружающей среды, что будет способство¬вать привлечению средств производителей на решение природо¬охранных задач, созданию рыночной инфраструктуры экологической сферы. Практическое внедрение этих рычагов сегодня в республике затруднено из-за необходимости разработки новых нормативов качества окружающей среды, адекватных современной ситуации, обеспечения контроля за их выполнением создания организационных структур по заключению сделок введению экологического аудита.

Если сравнить диапазон применения экономических методов регулирования природопользования в странах с рыночной и государствах с переходной экономикой (Россия, Беларусь), то нельзя сказать о каком-то существенном нашем отставании за исключением использования «чисто рыночных» рычагов, привязанных к высокоразвитой рыночной структуре всей экономи¬ки (табл. 15.1). А такие инструменты, как экологические плате-жи, у нас нашли более широкое распространение. Однако о высокой эффективности применяемых в Беларуси экономических методов говорить пока не приходится, поскольку на их реализации сказывается общая кризисная социально-экономическая ситуация, осложненная инфляцией. Все это ослабляет и дефор¬мирует стимулы, действенные в условиях функционирования стабильной экономики. Кроме того, используемые у нас эконо¬мические регуляторы недостаточно приспособлены к требовани¬ям рыночных реформ. В период перехода к рынку очень важно оптимальное сочетание ценовой и налоговой политики. Цены на продукцию и сырье, например, в отраслях минерально-сырьево¬го комплекса должны быть ориентированы на выгодность их по¬лучения из отходов, что следует подкреплять налоговыми льготами на продукцию, производимую из отходов, и экономией на платежах за загрязнение, если максимально возможное их ко-личество улавливается и утилизируется.

Важно иметь в виду, что и в период становления рыночной экономики экономические рычаги управления тесно связаны с административными. Административные методы как бы очер¬чивают область применения экономических механизмов, пос¬кольку внедрение экологических платежей возможно лишь при жестко регламентируемой системе государственных стандартов, которая нуждается в совершенствовании. Необходимо и обновление многих нормативно-методических документов для определения показателей (эколого-экономического ущерба от загрязнения окружающей среды, экономической эффектив¬ности природоохранных мероприятий и др.), лежащих в основе установления экологических платежей, объемов природоох¬ранного финансирования, инвестиций в экологическую сферу и т.д.

15.2. Система платного природопользования в Беларуси и ее

эффективность

Центральным звеном экономического механизма природопользования на современном этапе является система платности, объединяющая платежи за природные ресурсы, выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, размещение отходов, а также штрафы и компенсационные выплаты по возмещению ущербов. Яв¬ляясь важным инструментом государственного регулирования, такая система должна экономически стимулировать природоохранную деятельность предприятий и обеспечивать формирование централизованных (местных, республиканских) источников финансирования охраны и воспроизводства природных ресурсов. Помимо стимулирующей и фискальной функций экологические платежи позволяют решить следующие задачи:

¦ обеспечить учет природного фактора в составе производственных за-трат и результатов, в доходах и расходах предприятий и регионов, где находятся и (или) используются ресурсы природы;

¦ согласовать интересы предприятий сферы природопользования и потребителей естественных ресурсов между собой, а также с интересами народного хозяйства в целом;

¦ обеспечить изъятие дифференциальных доходов рентного происхождения и нивелирование воздействия случайного фактора на результаты производственной деятельности предприятия;

¦ отразить специфику процесса природопользования при организации взаимоотношений предприятий с управляющими звеньями, кредитно-финансовой системой, государственным и местным бюджетами;

¦ компенсировать ущерб владельцу природных ресурсов при изъятии последних из сферы традиционного использования или ухудшении их качества;

¦ хотя бы частично возместить ущерб реципиентам от загрязнения и ис-тощения окружающей среды.

Принципиально новая система платности природопользования, ориентированная на формирование рыночных отношений в экономике, стала складываться в нашей республике с начала 90-х годов. Постановлением Совета Министров БССР с 1 июля 1990 г. впервые были введены платежи за выбросы загрязняю¬щих веществ в воздушный бассейн и их сбросы со сточными во¬дами в водные источники, а 23 декабря 1991 г. платность приро-допользования в Беларуси была закреплена законодательно принятием Закона «О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)». С этого времени все природопользователи, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, стали облагаться экологическим налогом, кото¬рый состоит из платежей за пользование природными ресурса¬ми и выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду.