3 Февраль 2011

Основы экологии и экономика природопользования




Установление платежей за природные ресурсы, в основе которых должна была лежать их экономическая оценка на базе дифференциальной ренты, существенно повлияло бы на рост цен, а значит, потребовало реформы ценообразования, на что руководство страны пойти в то время не решалось.

Помимо платежей за природные ресурсы, в условиях централизован-ной экономики практиковались штрафные санкции за нарушение экологического законодательства. Но и они были мало ощутимым средством воздействия на природоохранную деятельность предприятия: во-первых, потому, что применялись в основном по отношению к руководящим работ-никам, а не к ви¬новникам нарушения; во-вторых, суммы их были слишком малы (50—200 р., то есть менее одной среднемесячной зарплаты) и легко компенсировались из премиальных источников. В условиях государственной собственности наложение более серьез¬ных штрафов означало бы перекладывание государственных средств из одного кармана в другой. Новые отношения собствен¬ности в экономике, конечно, должны повлиять на усиление действенности этой меры ответственности.

Одной из распространенных мер в системе эколого-экономического регулирования в СССР было возмещение ущерба, при¬чиненного народному хозяйству загрязнением окружающей среды. Оно производилось по иску потерпевшей стороны или по инициативе органов арбитража. В 1983 г. была введена «Вре¬менная типовая методика определения экономической эффек-тивности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хо¬зяйству загрязнением окружающей среды». Однако большая трудоемкость расчетов ущерба по данной методике, с одной сто¬роны, низкая рентабельность государственных предприятий, с другой, обусловливали невысокую эффективность исков по воз¬мещению убытков от загрязнения окружающей среды (размеры ущерба, как правило, занижались).

Приведенные выше меры по экономическому регулированию природо-пользования (платежи, штрафные санкции, возмещение ущерба) могут быть отнесены к методам негативной мотивации (мерам ответственности), кото-рые призваны как бы противодействовать нарушениям установленных зако-нодательных актов и нормативов. Но экономическое стимулирование осу-ществляется и методами позитивной мотивации, или мерами заинтересо-ванности, которые нацелены на поощрение природолользователей, осущест-вляющих мероприятия по сохранению природной среды. В условиях адми-нистративно-командной системы среди мер материального поощрения практиковались налоговые льготы (освобождение от платежей в бюджет за производственные фонды природоохранного назначения), льготное креди-тование капитального строительства природоохранных сооружений, преми-рование по результатам экологической деятельности, оставле¬ние в распоря-жении предприятий и зачисление в фонды эконо¬мического стимулирования части прибыли от реализации продукции, изготовленной из отходов произ-водства.

Однако и эти рычаги были далеко не всегда эффективными. Бесплатные природоохранные фонды использовались чаще все¬го нерационально, очистные сооружения были или перегруже¬ны, или неисправны. Причиной не менее 25 % общего объема загрязнений атмосферного воздуха, по данным контролирую¬щих организаций, являются неисправности газоочистных соо-ружений. По-видимому, лучшему использованию природоох¬ранных объектов способствовало бы введение за них платы, ана¬логичной плате за основные производственные фонды.

С целью совершенствования хозяйственного механизма природополь-зования в соответствии с решением Государственной комиссии Совмина СССР по экономической реформе в 1990 г. началось проведение экспери-мента, в ходе которого впервые была установлена плата за выбросы загряз-няющих веществ в атмосферу, сбросы загрязнителей в водные объекты и размещение отходов в 49 регионах страны, в том числе и в Беларуси.

В результате введения этих платежей и реализации связан¬ных с ними природоохранных мероприятий имело место снижение общих выбросов и сбросов загрязняющих веществ. Однако ход эксперимента показал недоста-точную оснащенность пред¬приятий, организаций и комитетов по охране природы кон¬трольно-измерительной аппаратурой и средствами наблюдения за состоянием окружающей среды, а также несовершенство действующих форм статистического учета и отчетности. В стране не было целостного экономического механизма природопользования. Его отдельные звенья и инструменты действовали разрозненно, бессистемно, без необходимого взаимодействия друг с другом.

Изменение экономических отношений в обществе, именуемое переходом к рыночной экономике, обусловило появление новых акцентов в системе экономического стимулирования. Усиление хозяйственной самостоятельности государственных предприятий, признание равноправия разных форм собственности, включая частную, развитие негосударственного сектора экономики, в том числе системы коммерческих банков, приводит к переориен-тации управления от преимущественно административных к экономическим и административно-экономическим методам. Государство перестает быть единственным субъектом управления, ко¬торый под прикрытием обеспечения приоритета государственных интересов мог игнорировать интересы регионов, отдельных предприятий, граждан и т.д. Расширение экономических воз¬можностей субъектов хозяйствования и управления в переходный период создает предпосылки создания эффективного экономического механизма природопользования.

На этапе перехода к рыночной модели хозяйствования главным эле-ментом экономического механизма природопользования становится ценовое, или налоговое, регулирование.