3 Февраль 2011

Основы экологии и экономика природопользования




Из общего количества рассмотренных экологической экспертизой документов приблизительно 30 % не проходят согласования из-за низкого качества экологического обос¬нования проектируемых объектов. Государственная экологи¬ческая экспертиза является достаточно эффективным рычагом реализации государственной экологической политики, и наибо¬лее важно, что с ее помощью закладывается основа экологичес¬ки безопасного ведения хозяйственной деятельности в будущем. Система мер по контролю и надзору за состоянием окружающей природной среды получила название экологическо¬го контроля. Основные задачи экологического контроля, согласно Закону Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» (1992), заключаются в обеспечении соблюдения юридическими лицами и гражданами требований законодательства страны в области охраны окружающей среды. Экологический контроль подразделяется:

— на государственный;

— ведомственный;

— производственный;

— общественный.

Государственный контроль имеет своей задачей обеспечить соблюде-ние утвержденных в установленном порядке стандар¬тов (правил, норм) и эффективность проведения работ по изу¬чению, рациональному использованию и охране всеми пользо¬вателями природных ресурсов. Его функции возложены (в пределах их компетенции) на местные Советы депутатов, ис¬полнительные и распорядительные органы, органы государ¬ственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды. Ведомственный контроль осуществляется республиканскими органами государ-ственного управления и объединениями в целях обеспечения выполнения подведомственными предприятиями и организациями планов и мероприятий по охране окружающей среды. Производственный контроль проводит экологическая служба предприятий, организаций и других хозяйственных субъектов. Общественный контроль вправе осуществлять общественные объединения, трудовые коллективы с целью проверки выполнения требований Закона «Об охране окружающей среды».

Глава 15. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРИРОДО-ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬ¬ЗОВАНИЯ

15.1. Экономический механизм природопользования — совокупность форм и методов экономического стимулирования рационального природопользования

На переходном этапе развития экономики в хозяйственном механизме природопользования все большую значимость приобретает его экономический блок, или собственно экономический механизм, который охватывает все виды экономического стимулирования рационального природопользования методами позитивной и негативной мотивации, инвестирование приро¬доохранных мероприятий, ценообразование в природоохранной деятельности, финансовое и налоговое регулирование и т.п.

Следует заметить, что в научной литературе и в некоторых официаль-ных документах иногда отождествляются понятия «экономический» и «хозяйственный механизм». Так, в Законе Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» (раздел IV), принятом в конце 1992 г., в состав экономического меха¬низма обеспечения охраны окружающей среды включены пла¬нирование и финансирование природоохранных мероприятий, определение лимитов на пользование природными ресурсами, размещение отходов и допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, а также взимание налога и других платежей за природопользование, возмещение в установленном порядке вре¬да, причиненного окружающей среде. Но планирование и установление лимитов — это, как было отмечено в предыдущей теме, инструменты административного, а не экономического регулирования, составляющие хозяйственного, а не экономического механизма, под которым в научных работах последних лет однозначно подразумевается совокупность эко-номических методов управления, создающих материальную заинтересованность природопользователей в оптимизации их взаимодействия с природной средой.

Более того, уже и в официальном документе — Концепция государст-венной политики Республики Беларусь в области ох¬раны окружающей среды, принятом в 1995 г., понятие «экономический механизм» трактуется в соответствии с приведенным выше определением. В нем отмечено: эконо-мический механизм, обеспечения охраны окружающей среды включает в себя платность природопользования, льготное кредитование и налогообложение природоохранной деятельности, строительства природоохранных объектов и т.п.

В отличие от централизованной экономики, где основополагающими в управлении природопользованием были админис¬тративные методы, в эко-номике переходного периода приоритетными становятся экономические ре-гуляторы. Однако справедливости ради следует отметить, что и прежде они находили определенное применение в хозяйственной практике. Счи-талось, что природопользование в бывшем СССР было бесплатным, но на самом деле элементы платности имели место, хотя зачастую носили формальный характер. Так, начиная с 20-х годов в лесном хозяйстве действовала по пенная плата, направленная на компенсацию затрат на лесовоспроизводство. В 30-е годы она была ликвидирована, а затем восстановлена в 1949 г. В 70-е годы сформировался режим платного расхода запасов полезных ископаемых при их добыче. В 1982 г. была введена плата за воду для промышленных предприятий, правда, по своим размерам симво-лическая. В сельском же хозяйстве, потреблявшем половину всей используемой в экономике СССР воды, платность водополь¬зования отсутствовала. Существовал еще ряд платежей (за отвод земель под застройку, за геологоразведочные работы и др.), но частичное их введение не оказало должного, стимулирующего ресурсосбережение, эффекта. Плата за ресурсы не носила рентно¬го характера, а размеры ее были чисто символическими.

Трудность введения реального режима платности природопользования была обусловлена искаженной системой ценообразования в народном хозяй-стве в целом.