3 Февраль 2011

Основы экологии и экономика природопользования




В процессе деятельности ЮНЕП (Программа ООН по охране окружающей среды) эта идея была осу-ществлена на практике, начала функци¬онировать Глобальная система мониторинга окружающей сре¬ды. Ее составные части — Международная справочная система источников информации по окружающей среде (ИНФОТЕРРА) и Международный регистр потенциально токсических химичес¬ких веществ. Гидрометеослужба Беларуси принимает участие в системе мониторинга стран СНГ, Европейской программе мони¬торинга и оценки состояния окружающей среды, Программе со¬здания сети станций для мониторинга фонового загрязнения воздушной среды под эгидой Всемирной организации метеоро¬логии и в рамках Экологической программы ООН.

14.3. Учет и анализ природопользования и охраны

окружающей среды

Для учета количественных, качественных и иных характе¬ристик природных ресурсов, а также объема, характера и режи¬ма их использования ведутся государственные кадастры при¬родных ресурсов. Оценка рационального природопользования и природоохранной деятельности, принятие управленческих решений основываются на статистическом и бухгалтерском учете.

Кадастровая форма предоставления природно-экономической информации о природных ресурсах является общепризнанной в мировой практике. Кадастр природных ресурсов — это систематизированный свод сведений количественных, качественных и территориально-адресных показателей о естественно-физических, экологических, хозяйственных, экономических характеристиках и правовом статусе природных ресурсов. Кроме того, кадастр отражает характер изменений состояния ресурсов под воздействием природных и антропогенных факторов, рекомендации по рационализации использования ресурсов и необходимым мерам их охраны.

Основными принципами формирования системы природно-ресурсных кадастров является обеспечение требований комплексного природопользования, полной достоверности количес¬твенного и качественного учета природных ресурсов, распреде¬ления их по пользователям и территории, оценка фактического состояния природно-ресурсного потенциала. Сведения, состав¬ляющие кадастры, могут собираться, храниться и использоваться в текстовом, графическом и электронном виде. Постановле¬нием правительства Республики Беларусь «О государственных кадастрах природных ресурсов» (1993) предусмотрены климатический, земельный, водный, лесной кадастры, кадастр животного, растительного мира, торфяного фонда, кадастр отходов (характеристика отдельных видов природно-ресурсных кадастров дана в разделе 2).

Развитие рыночных отношений значительно расширяет сферу исполь-зования кадастровой информации, предъявляет к ней повышенные требова-ния. Так, исходя из установленной в кадастрах ценности могут определяться стоимость и покупная цена объектов кадастров, налоговые платежи и льготы по таким платежам, а также размер ущерба, убытков или вреда, которые причинены нарушением правил пользования этими объектами и требований их охраны.

Балансовый учет в сфере природопользования ведется в целях выяв-ления и определения масштабов и качественных характеристик природных ресурсов, предназначенных для хозяй¬ственного использования. Учет природных ресурсов, по различным причинам выпадающих из хозяйственного оборота, является забалансовым. В практике балансового учета составляются балансы недр, включая балансы полезных ископаемых, а также водохозяйственные балансы.

Формирование общегосударственной системы наблюдения и контроля состояния природной среды тесно связано с экономи¬ко-статистическим учетом и анализом природопользования и природоохранной деятельности. Впервые система показателей статистики окружающей среды вводится в 1973 г. Она была призвана обеспечивать контроль выполнения плана природоох¬ранных мероприятий. Разрабатываются и внедряются формы статистической отчетности предприятий:

ф. № 18-КС «Отчет о капитальных вложениях на мероприя¬тия по ох-ране и рациональному использованию природных ресурсов»;

ф. № 4-ОС «Отчет о текущих затратах на охрану природы»

ф. № 2-тп (воздух) «Отчет об охране атмосферного воздуха»;

ф. № 2-тп (водхоз) «Отчет об использовании воды» и некоторые др.

Созданная отчетность явилась своего рода статистическим монито-рингом, обеспечивающим сбор сведений о наиболее острых проблемах, свя-занных с воздействием антропогенной деятельности на отдельные элементы окружающей среды. В настоящее время система показателей статистики окружающей среды и природных ресурсов включает разделы:

¦ охрана и рациональное использование водных ресурсов;

¦ загрязнение, охрана и состояние атмосферного воздуха;

¦ состояние и охрана земельных ресурсов;

¦ охрана и рациональное использование лесных ресурсов;

¦ наличие, состояние и охрана заповедных территорий, охрана животных;

¦ образование, удаление и утилизация отходов производства и потребления;

¦ затраты на природоохранные мероприятия и ввод в действие природоохранных мощностей;

¦ радиоактивное загрязнение территории, проведение мероприятий по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

14.4. Основы экологического нормирования

Одним из наиболее эффективных средств рационального природо-пользования и охраны окружающей среды является экологическое нормирование. С его помощью регулируется допустимая нагрузка на экологические системы и устанавливаются границы воздействия хозяйственной деятельности на среду обитания. Экологическое нормирование представляет собой процесс установления показателей предельно допустимого воздействия человека на окружающую природную среду. Главная цель экологического нормирования — обеспечение взаимоприемлемого со¬четания экономических и экологических интересов.