3 Февраль 2011

Основы экологии и экономика природопользования




Используются мобильные станции мониторинга для от¬бора проб микрочастиц в воздушной среде. Лаборатории в систе¬ме санэпидемслужбы оборудованы для выявления около 100 загрязнителей.

Функционируют и другие виды мониторинга. Широко пред¬ставлена мониторинговая сеть стационарных пунктов наблюде¬ния подземных вод, она включает 112 фоновых постов (555 скважин) и 56 постов в районах хо-зяйственных объектов. Су¬ществуют государственная, ведомственные и локальные сети лесного мониторинга, а также элементы сетей мониторинга лу¬говой и водной растительности. Сейсмический мониторинг сос¬тоит из двух обсерваторий («Плещеницы» и «Нарочь»), регио¬нальных станций («Брест», «Гомель», «Солигорск»); наблюде¬ния носят круглосуточный характер. При Белорусском государ¬ственном университете создан Национальный научно-учебный центр мониторинга озоносферы.

В связи с принятием Закона «Об охране окружающей среды» (1992) возникла необходимость изменить структуру государ¬ственного экологиче-ского мониторинга, устранить параллелизм и дублирование функций в рабо-те его органов, обеспечить эф¬фективность государственного управления и контроля качества окружающей среды. Это достигается в ходе создания На-цио¬нальной системы мониторинга окружающей среды (НСМОС), обеспе-чивающей выполнение государственной политики в облас¬ти природопользо-вания и охраны окружающей среды. Целью создания НСМОС является обеспечение всех уровней управле¬ния необходимой экологической инфор-мацией для определения стратегии природопользования и принятия опера-тивных управ¬ленческих решений (программа формирования НСМОС ут-верждена правительством страны в 1995 г.).

НСМОС призвана решать следующие задачи:

¦ выполнять регулярные наблюдения за состоянием природ¬ных экоси-стем;

¦ осуществлять сбор, обработку (обобщение), хранение и использова-ние экологической информации;

¦ проводить оценку фактического состояния природных экосистем, выявление критических ситуаций и источников экологической опасности;

¦ формировать оптимальную структуру сети мониторинга;

¦ составлять краткосрочные и долгосрочные прогнозы состояния ок-ружающей среды;

¦ осуществлять оповещение о катастрофах, стихийных бедствиях и экологически опасных явлениях;

¦ подготавливать информацию для органов управления и общественно-сти.

НСМОС состоит из отдельных структурных групп (рис. 14.1). Непо-средственное ведение наблюдений и сбор мониторинговой информации со-гласно структуре НСМОС осуществляется соот¬ветствующими министерст-вами и другими центральными орга¬нами. Управляют НСМОС Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды и его подразделения. Функциониро¬вание всех элементов НСМОС базируется на принципах взаи-мо¬действия и координации, сопоставимости и совместимости по¬лучаемых экологических данных с применением единой системы нормативов качест-ва, интеграции в международные системы мониторинга и глобальные базы данных. Поэтапный ввод НСМОС Республики Беларусь начался в 1999 г. и продлится до 2005 г. Общая ответственность за координацию работы НСМОС возложена на органы государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды.

Рис. 14.1 Организация Национальной системы мониторинга окружающей среды Республики Беларусь

Эффективность функционирования НСМОС Республики Бе¬ларусь во многом обусловлена взаимодействием и координацией всех ее звеньев на локальном и региональном уровнях, взаимос¬вязью с Глобальной системой мониторинга.

На данном этапе необходимо прежде всего совершенствова¬ние системы локального мониторинга окружающей среды. Его проведение должно соответствовать достижению следующих це¬лей:

— получению полной, достоверной и сопоставимой информа¬ции о влиянии источников загрязнения на окружающую среду;

— оперативному выявлению опасных уровней загрязнения окружающей среды;

—оценке эффективности осуществляемых природоохран¬ных мероприятий;

—обеспечению органов местного управления и самоуправле¬ния достоверной экологической информацией о влиянии источ¬ников загрязнения на окружающую среду для принятия соот¬ветствующих решений.

Система локального мониторинга в Беларуси приобретает двухуровневый режим функционирования. Первый уровень сис¬темы (самомониторинг) базируется на использовании средств и возможностей существующей сети ведомственных и производ¬ственных лабораторий, его проводят субъекты хозяйствования. Второй уровень системы предполагает создание территориаль¬ных центров локального мониторинга в областных и Минском городском комитетах природных ресурсов и охраны окружаю¬щей среды для накопления, хранения, обработки информации о состоянии объектов окружающей среды, контроля за ведением локального мониторинга первого уровня. Одновременно уста¬навливается более тесная взаимосвязь со следующим уровнем мониторинга — региональным.

Региональный (территориальный) мониторинг развивает¬ся на уровне областей, городов и районов. Проводятся сбор, об¬работка (обобщение), хранение экологической информации; да¬ется оценка состояния окружающей природной среды в регио¬не; составляются местные прогнозы.

Материалы национальной службы наблюдения и контроля окружающей природной среды создают базу для развертывания эффективного и целенаправленного экологического контроля в планетарном масштабе. На конференции ООН по охране окру¬жающей среды в Стокгольме (1972) была предложена система наблюдения за элементами окружающей среды в пространстве и времени с определенной программой и целями, которая получи¬ла название мониторинга. В 1974 г. было проведено 1-е между¬народное совещание по мониторингу, изложены основные поло¬жения и цели программы глобального мониторинга.