3 Февраль 2011

Основы экологии и экономика природопользования




Это свя-зано с формированием рыночной модели экономики, проникновением то-варно-денежных отношений в сферу природопользования, что позволяет создать материаль¬ную заинтересованность субъектов хозяйствования в ре-сурсос¬бережении и охране окружающей среды. Речь идет в первую очередь о законах, регламентирующих введение платности при¬родопользования: «О платежах за землю» (1991), «О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)» (1991), «Об отходах производства и потребления» (2000).

Новым, «рыночным» законом, создавшим юридические предпосылки для развития всех форм собственности и хозяйствования на земле, рационального ее использования и охраны явился закон «О праве собственности на землю» (1993). Законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Бела¬русь «О праве собственности на землю» (1997) расширен круг субъектов частной собственности на землю. Теперь земля в Беларуси может быть в частной собственности не только граждан республики (для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, садоводства и дачного строительства), но и в собственности юридических лиц, в том числе зарубежных, если на этой земле располагаются привати¬зированные данными лицами производственные объекты или объекты по оказанию услуг.

Парламентом рассматривается еще ряд законопроектов, а в рамках Союза Беларуси и России ведется работа по гармониза¬ции законодательств по охране окружающей среды и социаль¬ной защите граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС. Так, разрабатываются проекты Закона Союзного государства «Об охране окружающей среды», а также единой концепции Закона «О социальной защите населения, пострадавшего вследствие катастрофы на ЧАЭС».

Несомненно, законотворчество последних лет является ша¬гом вперед в деле правового регулирования природоохранной деятельности. Вместе с тем действующее законодательство по-прежнему страдает излишней деклара-тивностью, отсутствием необходимых механизмов реализации прав граждан на благоп¬риятную среду обитания, на получение полной информации о ее состоянии, на возмещение вреда, причиненного здоровью. Кроме того, ры-ночные преобразования в экономике диктуют необходимость разработки новых правовых норм, обеспечивающих соблюдение экологических требований при приватизации объектов государственной и коммунальной собственности; принятия законов об экологическом страховании, о возмещении вреда, причиненного экологическими правонарушениями; внесения изменений в банковское законодательство в части кредитования деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, и др.

Нарушение природоохранного законодательства субъектами хозяйст-вования или отдельными гражданами влечет за собой административную, дисциплинарную, материальную и даже уголовную ответственность с обязательным возмещением нане¬сенного природной среде ущерба.

В области природопользования наиболее распространенными являют-ся меры административной ответственности — штрафы, предупреждения, запреты (временное закрытие предприятий или запрет на пользование природными ресурсами). В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об администра¬тивных правонарушениях к таковым относятся посягательство на государственную собственность, нарушение прав государственной собственности на землю, недра, воды, леса, животный мир, а также мелкое хищение государственного или обществен¬ного имущества. Административными правонарушениями счи-таются также не использование земель; несоблюдение требова¬ний природоохранного режима их использования; нарушение правил землепользования в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению; порча земель; нарушение требований по охране недр; не-соблюдение правил водопользования, незакон¬ная порубка и повреждение деревьев и кустарников, сбор расте¬ний, занесенных в Красную книгу, и др.

Дисциплинарная ответственность предусматривается за неисполнение или ненадлежащее исполнение лицами своих должностных обязанностей, приведшее к нарушению природо¬охранного законодательства без нанесения значительного ущер¬ба состоянию природной среды или здоровью граждан. К мерам такой ответственности относятся выговоры, лишение премий, понижение в должности и т.п. Наложение дисциплинарного взыскания не освобождает нарушителя от возмещения матери¬ального ущерба, если таковой образовался в результате содеянного нарушения.

Материальная, или имущественная, ответственность нарушителей природоохранного законодательства состоит в возмещении ущерба, причи-ненного их неправомерными действиями. Предприятия возмещают нанесен-ный ущерб по специаль¬ным таксам или в соответствии с общими нормами гражданского законодательства на основании решения суда по иску потер-певшей стороны.

К уголовной ответственности привлекаются субъекты, виновные в нанесении значительного ущерба природной среде, повлекшего гибель людей или особо крупные материальные поте¬ри. Конкретные составы экологических преступлений установлены в Уголовном кодексе Республики Беларусь (ст. 263—284), в частности, умышленное уничтожение либо повреждение особо охраняемых природных объектов; нарушение требований экологической безопасности при проектировании, размещении, строительстве или в процессе эксплуатации промышленных или иных объектов, повлекшее смерть, либо заболевания людей, либо причинение ущерба в особо крупном размере; порча земли; нарушение правил охраны недр; загрязнение либо засо¬рение вод; загрязнение, уничтожение либо повреждение леса и др. К лицам, совершившим подобные преступления, могут применяться такие меры воздействия, как ограничение или лишение свободы, исправительные работы, конфискация имущества, лишение права занимать определенные должности и другие ви¬ды наказаний, предусмотренные законо-дательством.

С целью совершенствования правового регулирования рационального природопользования в 1990г.