3 Февраль 2011

Основы экологии и экономика природопользования




Разработка мероприятий по ох-ра¬не окружающей среды и рационализации ресурсопотребления, финансирование этих мероприятий осуществляются теми же министерствами и ведомствами.

Организация управления природопользованием по отрасле¬вому прин-ципу содержит ряд существенных недостатков:

¦ отраслевой подход не учитывает взаимосвязи, взаимообусловленно-сти компонентов природной среды, поскольку каждая отрасль имеет дело с определенным видом природных ресурсов, а ведомственная разобщенность не способствует комплексности природоохранной деятельности;

¦ контроль за рациональностью использования природных ресурсов со стороны министерств, эксплуатирующих эти ресурсы, малоэф-фективен;

¦ управление эксплуатацией одного ресурса несколькими ведомствами зачастую приводит к истощению данного ресурса (например, земель, руководство использованием которых осуществляют как Комитет по земельным ресурсам, так и Минсельхозпрод);

¦ контролирующие органы практически не несут ответствен¬ности за обеспечение нормативного уровня природной среды;

¦ предприятия, ориентированные на достижение максималь¬ной прибы-ли, не заинтересованы в ресурсосбережении, снижении отходов производства, поскольку это приводит к росту непроизводительных, с точки зрения хозяйственников, затрат.

Многообразие горизонтальных связей на уровне региона, тесное взаимодействие природных и социально-экономических систем обусловли-вают необходимость обеспечения приоритета территориального (региональ-ного) подхода в управлении прилагалось на то время, когда будет создан не-обходимый экономиче¬ский потенциал.

Рис. 13.2 Схема управления природопользованием и природоохранной деятельностью в Республике Беларусь

Такие негативные явления, как выработка ряда месторожде¬ний по-лезных ископаемых, вырубка лесов, изъятие плодород¬ных земель под не-сельскохозяйственные нужды, загрязнение воды и воздуха, остро проявились на всей территории СССР и в Беларуси на рубеже 60-70-х годов и по-требовали срочного реше¬ния проблем охраны природы. Во всех союзных республиках разрабатывались правовые основы охраны окружающей среды. В Беларуси Закон об охране природы впервые был принят в 1961 г. Появились и другие законодательные акты природоох¬ранной направленно-сти.

Однако экологическое законодательство в бывшем СССР яв¬лялось по существу сводом политических деклараций, редко подкрепленных соот-ветствующими механизмами реализации. И хотя официально считалось, что природоохранная деятель¬ность в республике регулировалась Законом «Об охране окружа¬ющей среды», Водным и Лесным кодексами, Кодексами о земле, недрах, республиканскими законами об охране и использовании жи-вотного мира, об охране здоровья, об охране атмосферного воз¬духа, положе-нием об охоте, правилами рыболовства и другими законодательными актами, ряд законов и указов широко не пуб¬ликовался и не распространялся. Многие ответственные работни¬ки и население в результате не знали правовых норм в области охраны природной среды. Большинство принятых в 70—80-е годы законодательных актов ныне устарели и не соответствуют изменившейся экономической и экологической ситуации.

В 90-е годы в Беларуси были сделаны важные шаги по запол¬нению за-конодательного вакуума в сфере экологии. Только за последние 6 лет Пар-ламентом были приняты в новой редакции 16 важнейших законов, отве-чающих требованиям происходя¬щих в экономике преобразований. Основу современного законо¬дательства в области охраны окружающей среды и природопо¬льзования составляют:

¦ Конституция Республики Беларусь (ст. 34, 46, 55) от 15.03.1994 г., с дополнениями и изменениями от 24 ноября 1996 г.;

¦ Концепция государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды, утвержденная Вер¬ховным Советом 06.09.1995 г.;

¦ Законы Республики Беларусь:

«О налоге за пользование природными ресурсами (экологический на-лог)»

«Об охране окружающей среды» (1992);

«О государственной экологической экспертизе» (1993, в ред. 2000);

«Об отходах производства и потребления» (1993, в ред. 2000);

«Об особо охраняемых природных территориях и объектах» (1994, в ред. 2000);

«Об охране и использовании животного мира» (1996);

«Об охране атмосферного воздуха» (1997);

«О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (2000) и др.;

Кодекс Республики Беларусь о недрах (1997);

Водный кодекс Республики Беларусь (1998);

Кодекс Республики Беларусь о земле (1999);

Лесной кодекс Республики Беларусь (2000).

Важным шагом в обеспечении правовой защиты природы явился Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», вступивший в силу в январе 1993 г. Этот закон призван обеспечить правовые основы при-родоохранной деятельности, защиту прав человека на благоприятную для его жизни и здо¬ровья среду обитания, определить экологические основы охра¬ны окружающей среды в интересах настоящего и будущих по¬колений. В законе определена роль высшего законодательного органа государства, правительства и местных Советов в выра¬ботке и реализации экологической политики, установлена юридическая основа для процесса экологической экспертизы, экологического мониторинга, выделения природных охраняемых территорий и зон экологического бедствия; предусмотре¬но создание целевых фондов для финансирования мероприя¬тий по защите окружающей среды, введение компенсации за ущерб, нанесенный гражданам в результате загрязнения окру¬жающей среды, что дает право судам рассматривать иски граж¬дан или юридических лиц в связи с ущербом такого рода. Но за прошедшие с момента принятия данного закона годы многие его положения устарели или требуют корректировки и допол¬нений, поэтому Минприроды и другими заинтересованными ведомствами подготовлен законопроект «О внесении измене¬ний и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды».

Следует отметить, что 90-е годы ознаменовались принятием в респуб-лике ряда правовых актов, не имевших аналогов в на¬шей истории.