3 Февраль 2011

Основы экологии и экономика природопользования




Законом «О мес¬тных органах власти» (1991) исполнительным комитетам мес¬тных советов предоставлено право устанавливать порядок государственного экологического контроля на своих территориях к координировать всю природоохранную деятельность в регионе.

Отраслевой принцип управления природопользованием проявляется в осуществлении государственного контроля за состоянием природных ресурсов и принятии мер по их охране и ра¬циональному использованию со стороны отраслевых министерств и ведомств, которые относятся к органам специальной компетен¬ции, уполномоченным выполнять природоохранные функции. Ос¬новным государственным органом управления природопользова¬нием в Республике Беларусь является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды (Минприроды Республики Беларусь). На него возложены следующие функции:

¦ разработка и проведение единой государственной полити¬ки в облас-ти охраны окружающей среды и рационального ис¬пользования природных ресурсов;

¦ комплексное управление природоохранной деятельностью в респуб-лике, координация деятельности других министерств и ведомств в этой об-ласти;

¦ государственный контроль за использованием и охраной природных ресурсов;

¦ разработка предложений по совершенствованию ХМП, экологиче-ских нормативов и правил;

¦ проведение государственной экологической экспертизы;

¦ обеспечение населения экологической информацией, участие в соз-дании системы экологического образования и воспитания, взаимодействие с общественными природоохранными ор¬ганизациями;

¦ осуществление международного сотрудничества в преде¬лах своей компетенции и др.

Подведомственными Минприроды Республики Беларусь органами управления природопользованием на местах являются 6 областных, Минский городской комитеты и 123 гор(рай)инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды, которые выполняют в местном масштабе те же функции, что и головное министерство. Кроме того, они применяют и меры администра¬тивного воздействия к субъектам, наносящим ущерб окружающей среде: налагают штрафы, направляют представления в судебные органы и пр.

В систему Минприроды входят также департамент рыбоох¬раны, отвечающий за использование и воспроизводство рыб и водных беспозвоночных; департамент гидрометеорологии, который проводит мониторинг состояния поверхностных вод, атмос¬ферного воздуха, почв, радиоактивного загрязнения природной среды; производственное объединение «Белгеология» в компе¬тенции которого, помимо геологоразведочных функций, нахо¬дится мониторинг состояния подземных вод и проведение иссле¬дований, связанных с воздействием на них аварии на ЧАЭС. В ведении Минприроды состоят и научные организации: Цен-тральный научно-исследовательский институт комплексного ис¬пользования водных ресурсов (ЦНИИКИВР), Белорусский на¬учно-исследовательский геологоразведочный институт (Бел-НИГРИ), Республиканский научно-технический центр дистан¬ционной диагностики природной среды «Экомир», Белорусский научно-исследовательский центр «Экология».

Иными специально уполномоченными государственными ор¬ганами в области охраны окружающей среды являются также:

4 Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь: на него возложено решение всех задач, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, радиоактивного загряз¬нения, последствий, вызванных стихийными бедствиями, про¬изводственными авариями и катастрофами. При министерстве функционирует департамент по надзору за безопасным ведени¬ем работ в промышленности и атомной энергетике;

¦ Министерство здравоохранения Республики Беларусь: в его ведении находится санитарно-эпидемиологическая служба, а к компетенции органов санитарного надзора отнесены вопросы гигиены труда, контроль за качеством питьевой воды и продуктов питания, соблюдением санитарных правил содержания улиц, дворов и иных территорий населенных пунктов;

¦ Министерство внутренних дел Республики Беларусь: силами эколо-гической милиции обеспечивает охрану атмосферного воздуха от вредного воздействия транспортных средств;

¦ Государственный таможенный комитет Республики Беларусь: выполняет природоохранные функции путем предотвращения вывоза животных и растений, занесенных в Красную книгу, а также препятствуя незаконному ввозу товаров, представляющих эколо-гическую опасность;

¦ Комитет по проблемам последствий катастрофы на ЧАЭС при Совете Министров Республики Беларусь;

¦ Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь: занимается вопро¬сами учета земель, ведением государственного земельного ка¬дастра, осуществляет контроль за использованием и охраной земель, руководит землеустроительной службой;

¦ Комитет лесного хозяйства при Совете Министров Республики Бела-русь: осуществляет контроль за состоянием, воспроизводством и охраной лесов, а также ведет их государственный учет и государственный лесной кадастр;

¦ Управление делами администрации Президента Республики Бела-русь: осуществляет руководство природоохранной деятельностью на терри-тории национальных парков и заповедников.

Значительную роль в организации контроля за состоянием окружающей среды и использованием природных ресурсов выполняют общественные организации и объединения: Белорусское общество охраны природы, Белорусское общество охотни¬ков и рыболовов, Белорусское молодежное движение «Белая Русь», Белорусский социально-экологический союз, Белорус¬ская экологическая партия «зеленых».

Сложившаяся система управления экологической сферой в рес¬публике (рис. 13.2) недостаточно гибкая и обеспечивает в пер¬вую очередь, к сожале-нию, отраслевые, а не природоохранные интересы, поскольку одни и те же министерства совмещают производственные функции с контролем за каче-ством и потреб¬лением природных ресурсов.