3 Февраль 2011

Основы экологии и экономика природопользования




К таким рычагам относятся:

¦ рентные платежи;

¦ платежи за использование природных ресурсов и загрязне-ние окружающей среды (экологический налог);

¦ компенсационные выплаты за изъятие природного ресурса из целевого использования или ухудшение его качества в результате производственной деятельности;

¦ штрафы за нарушение экологических стандартов и лимитов природопользования;

¦ система налоговых льгот, льготное кредитование и субсиди-рование и др.

Посредством экономических методов в экологической сфере реализуются меры поощрительного, запретительного и компенсационного порядка. Подробнее вопросы экономического стимулирования будут рассмотрены в отдельной теме.

Следует, однако, заметить, что успешное применение стоимостных механизмов возможно лишь при четко регламентируемой системе государственных стандартов, разработка и реализация которых требуют использования административных методов, директивно ограничивающих нерациональное природопользование посредством нормативно-правового механизма. Последний предполагает применение таких инструментов, как экологическое законодательство, прогнозирование планирование природопользования и приро-доохранной деятельности, лицензирование природопользования, нормирование качества окружающей среды, лимитирование объемов выбросов загрязнений и др.

Административные методы управления природопользованием предполагают также формирование системы и осуществление руководства организационно-хозяйственными мероприятиями по реализации проводимой государством экологической политики. К таким мероприятиям могут быть отнесены:

¦ экологический мониторинг;

¦ учет и контроль за природоохранной деятельностью природопользователей;

¦ экологическая экспертиза и аудит;

¦ организация научно-исследовательских и проведение природовосстановительных и природосберегающих работ;

¦ международное экологическое сотрудничество и т.п.

Задача административных органов — оказывать влияние на принятие решений субъектами хозяйствования, побуждая их как к выполнению намеченных экологических программ, так и к самостоятельному поиску наиболее эффективных средств борьбы с загрязнением среды обитания человека.

В условиях реформирования экономики, перехода к рыночным отношениям снижается степень вмешательства государственных структур в хозяйственную деятельность производителей, расширяется свобода действий хозяйствующих субъектов в реализации экологических и производственных проектов, сужается область применения управленческих функций властных структур. В рыночной экономике управление (в трактовке, изложенной выше) развертывается на уровне производственного объекта и сводится, в основном, к планирова-нию и контролю за эксплуатацией очистных сооружений, выбросами (сбросами) загрязняющих веществ в окружающую среду и т.п.

На макроуровне воздействие властных структур приобретает характер регулирования, что предполагает снижение степени «зарегламентированности» природоохранной деятельности, отказ от прямого вмешательства органов государственного управ¬ления в деятельность субъектов хозяйствования, безусловного приоритета командно-распорядительных методов, административного давления. Регулирование природопользования, или экологическое регулирование, представляет собой систему способов и мер государственного воздействия на экологизацию общественного развития посредством гармоничного сочета¬ния механизмов административного управления (нормативно-правовых и организационно-хозяйственных) и экономического стимулирования. Только такое сочетание экономических и ад¬министративных методов управления, исключающее прежнюю «сверхрегламентацию» природо-охранной деятельности, позволит создать действенный ХМП.

13.4. Организационные структуры управления

Важнейшим звеном механизма управления являются его организаци-онные структуры — система органов власти и управления природопользова-нием. К управлению природопользовани¬ем причастны все ветви власти: представительная (законодательная), исполнительная и судебная. Каждая из них выполняет свои функции и имеет подразделения, специально упол-номоченные для регулирования экологической сферы. Организационно управление природопользованием осуществляется посредством территориального и отраслевого принципов.

Окружающая среда как объект управления в своей основе неделима и в каждом регионе своеобразна. Объекту управления должна соответствовать и система органов управления, отражающая, с одной стороны, целостность природы, с другой — ее региональное своеобразие. Именно такой подход к проблемам природопользования обеспечивается территориальным принципом управления, который реализуется в нашей стране следующим образом.

Глава государства, Президент Республики Беларусь, в соот¬ветствии с Конституцией Республики Беларусь издает декреты, указы, распоряжения, директивы (в том числе касающиеся и природоохранных проблем), которые имеют силу на всей терри¬тории страны. Президент сам или через создаваемые им влас¬тные структуры контролирует соблюдение природоохранного законодательства местными органами управления и самоуправления, а также подведомственными органами.

Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь, являясь представительным и законодательным органом государства, определяет ос-новные направления государственной экологической политики, принимает законодательные акты в области охраны окружающей среды и природопользования, при необходимости объявляет территории зонами экологического бедствия. В Палате представителей Национального собрания действует Постоянная комиссия по проблемам чернобыльской катастрофы, экологии и природопользованию, от которой зависит окончательная форма принимаемых экологических законов.

Правительство, Совет Министров Республики Беларусь, является цен-тральным органом госуправления и осуществляет ис¬полнительную власть в республике, в том числе реализует государственную экологическую полити-ку, разрабатывая и претво¬ряя в жизнь экологические программы и крупные природоох¬ранные мероприятия, координируя деятельность министерств и иных республиканских органов управления в части охраны окружающей среды и природопользования, определяя направления международного экологического сотрудничества.

На местах территориальный принцип управления природо-пользованием реализуется областными, городскими, районны¬ми, поселко-выми, сельскими Советами депутатов, а также их исполкомами, которые несут ответственность за состояние окру¬жающей среды на подведомственных территориях, выполнение государственных экологических программ и про-чих природоох¬ранных мероприятий, а также разрабатывают и утверждают местные программы охраны природы, организуют их матери¬ально-техническое и финансовое обеспечение.