3 Февраль 2011

Основы экологии и экономика природопользования




Временные нормативы устанавливаются на определенный срок убывающими во времени с условием дос¬тижения уровня ПДВ(ПДС) в результате реализации соответствующей программы;

¦ технологические стандарты устанавливают определен¬ные экологические требования к технике, оборудованию, про¬цессам производства или очистной технологии. В Германии, например, весьма жесткие нормативы выбросов для котлов, ра¬ботающих на органическом топливе. В большинстве стран вве¬дены также нормативы на выбросы сжигающих установок, от¬ работавших газов автотранспорта и др.;

¦ стандарты качества продукции, или товарные стандар¬ты (по экологичности продуктов, изделий, сырья и т. п.). Нап¬ример, стандарт содержания тех или иных вредных примесей в продуктах питания, питьевой воде и т. п.

Переход нашей страны к социально ориентированной ры¬ночной эко-номике требует безусловного соблюдения единых норм и правил, выработанных международным сообществом. Международная организация по стандартизации (ИСО), объеди¬няющая более 100 стран, разрабатывает не только единые стан¬дарты методов контроля качества окружающей среды, но и эко¬логического управления — стандарты ИСО серии 14 000, вклю¬чающие требования и руководство по использованию системы экологического управления, руководство по экологическому ау¬диту, основные принципы экологической маркировки, принци¬пы оценки жизненного цикла продукции (начиная с получения сырьевых материалов, включая производство, эксплуатацию и утилизацию, воздействие на население и состояние экологичес¬ких систем) и др. Изучение, освоение и «принятие на вооруже¬ние» международной системы стандартов ИСО—14 000 будет способствовать совершенствованию системы управления природопользованием в нашей республике.

Помимо экологических стандартов (нормативов), административное регулирование предполагает широкое применение правовых рычагов, мер административного воздействия на ви¬новников загрязнения (запреты, огра-ничения, лицензии и пр.).

Так, прямые запреты на производство продукции или использование первичных ресурсов применяются, когда их пре¬кращение становится жиз-ненно необходимым. Например, было запрещено применение высокотоксич-ного пестицида ДДТ, ког¬да выяснилось его губительное воздействие на им-мунную систе¬му живых организмов, а согласно Венской конвенции и Монре-альскому протоколу к концу XX ст. предполагался полный зап¬рет на про-изводство и потребление хлорфторуглеродов, разру¬шающих озоновый слой. Если же масштабы воздействия (пот¬ребление или производство какого-либо вещества, лов рыбы, вырубка леса и т.п.) лишь ограничиваются, то вво-дятся лимиты, или квоты. Иногда введение лимитов предшествует полному запрету, как в случае с производством озоноразрушающих веществ. Мировое сообщество приняло решение поэтапно отказаться от их применения.

Сертификаты на использование земли, воды, на выб¬росы и т.п. выдаются природопользователям, как правило, ког¬да для них определены лимиты воздействия. Сертификат дает право на временное или постоянное использование конкретного участка земли, леса, на забор определенного объема воды, на выбросы некоторого количества вредных веществ и т.п.

Разрешения и лицензии необходимы для природопользовате-лей, желающих активизироваться в сфере, подле¬жащей лицензированию, или легально осуществлять выбросы. Лицензии и разрешения выдаются на определенный срок и во¬зобновляются через установленное время.

В странах ЕС выдача разрешения на выбросы является обязательной процедурой для всех крупных промышленных объектов и энергетических установок. В США разрешения на выбро¬сы загрязняющих веществ в атмо-сферу выдаются администра¬цией штатов при условии достижения ими на-циональных стандартов качества воздуха.

Главный принцип административного управления природопользова-нием в Беларуси — разрешительно-запретительный. Суть его состоит в том, что Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его органами (или другими уполномоченными вла-стными структурами) Устанавливаются лимиты на пользование природными ресурса-Ми, выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, размещение отхо¬дов и т.д. и в соответствии с ними выдаются разрешения субъектам хозяй-ствования на природопользование: разрешения на заготовку леса (лесорубочный билет), на специальное водопользование, на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и т.п.

Ответственные работники Минприроды и его органов или других уполномоченных властных структур имеют право приостанавливать деятельность предприятий в случае ее несоответствия нормам экологической безопасности, составлять протоколы и налагать административные взыскания на граждан и должностных лиц за нарушение природоохранного законодательства.

13.3. Особенности управления природопользованием на переходном к рынку этапе

Переход экономики на рыночные рельсы неизбежно приведет к стремлению производителей получать наибольшую прибыль, в том числе — за счет экономии на природоохранных издержках, в обход указаний директивных органов. Поэтому необходимо создать такие условия, чтобы стало экономически невыгодным отрицательное воздействие на природу и нерациональное природопользование. Важный шаг в этом направлении — расширение сферы применения экономических методов управления, которые в широком смысле объединяют ме-ханизмы регулирования процессов природопользования, созда-ющие материальную заинтересованность субъектов хозяйствования в рациональном использовании и охране богатств природы. Экономические методы управления предполагают использование стоимостных рычагов, побуждающих все хозяйственные звенья к реализации государственной экологической политики.