3 Февраль 2011

Основы экологии и экономика природопользования




УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ И ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

13.1. Управление природопользованием: сущность, методы, функции

Управление природопользованием — это деятельность государства по организации рационального использования и воспро¬изводства природных ресурсов, охраны окружающей среды, а также по обеспечению режима за-конности в эколого-экономических отношениях.

Механизм управления природопользованием объединяет ме¬тоды, функции и организационные структуры (органы управления).

Методы управления — это способы воздействия на поведе¬ние и дея-тельность управляемых объектов с целью обеспечения рационального при-родопользования и охраны окружающей среды. Основные из них:

¦ административные (командно-распорядительные) — обеспечиваемые возможностью государственного принуждения;

¦ экономические — создающие непосредственную матери¬альную заинтересованность субъектов хозяйствования в выпол¬нении необходимых экологических мероприятий, решений ор¬ганов управления в сфере природопользования;

¦ социально-психологические — методы морального стиму¬лирования, которые реализуются посредством мер как поощри¬тельного характера, так и воздействия на нарушителей (благо¬дарности или, напротив, вы-говоры, устные или в приказах администрации и т.п.).

Управление природопользованием предполагает осуществление целого ряда специфических функций, то есть видов деятельности, воздействующих на эколого-экономические отношения. Общими для всех отраслей и звеньев управления природо¬пользованием являются:

¦ нормотворчество и законодательная инициатива в области охраны окружающей среды и природопользования;

¦ учет природных объектов и ведение природных кадастров;

¦ осуществление мониторинга окружающей среды;

¦ экологический контроль, экспертиза и аудит;

¦ эколого-экономическое прогнозирование и планирование;

¦ экономическое стимулирование природоохранной деятельности;

¦ разрешение споров о праве пользования природными ресурсами, Применение санкций за нарушение природоохранного законодательства и др.

13.2. Административное управление природопользованием

До недавнего времени наиболее распространенными и дей¬ственными в системе управления природопользованием были административные методы. Они применялись в условиях моно¬польного владения государством природными ресурсами, уста¬новления правовых норм и порядка воздействия на окружаю¬щую среду заинтересованными ведомствами природопользователями, сохранения предприятий, наносивших ущерб природе, десятки раз превышающий стоимость выпускавшейся продук¬ции. В такой обстановке только административное управление позволяло без применения жестких экономических санкций (которые попросту разорили бы предприятие) в какой-то мере сдерживать эколого-катастрофические ситуации.

Общесистемные функции административного управления обычно включают такие виды деятельности:

—планирование, в том числе формирование целей, задач, определение необходимых ресурсов для их выполнения (мате-риальных, финансовых, кадровых), формирование приорите¬тов, прогнозирование результатов;

—проведение организационных мероприятий с выполнени¬ем детальной классификации предстоящих работ;

— подбор и расстановку кадров, повышение их квалифика¬ции с учетом новых задач и выдвигаемых требований;

— технологическое и санитарно-гигиеническое нормирова¬ние хозяйственной деятельности, нормирование качества вы¬пускаемой продукции и окружающей среды;

— выполнение контрольных и учетных функций, лицензи¬рование различных видов природопользования, осуществление мониторинга окру-жающей среды, разработку экологических правил, нормативно-правовых актов и т.п.

Основными инструментами административного регулирова¬ния явля-ются стандарты, нормы, нормативы, законы, постанов¬ления, руководства, применяемые государственными природо¬охранными органами, а также ряд разрешений или запретов на природопользование, ограничения, лимиты, система надзора за деятельностью субъектов хозяйствования и т.п.

Центральное место в административном регулировании при¬надлежит системе экологических стандартов, которая подра¬зумевает установление единых и обязательных для всех объек¬тов управления экологических норм и требований. Экологи¬ческие стандарты охватывают все аспекты загрязнения окружающей среды и соответственно этому различают следующие их виды:

¦ стандарты качества окружающей среды, регламентиру¬ющие допустимое состояние воздушного, водного бассейнов, почв и других природных сред. Устанавливаются по уровню концентрации загрязнений в природной и техногенной средах, который не должен превышать ПДК для каждого из загрязни¬телей. Поскольку возможный эффект зависит от времени воздействия, то есть от полученной дозы, выделяют нормативы ПДК среднесуточные и максимальные разовые. Впервые нор¬мативы качества атмосферного воздуха были установлены в СССР в 1951 г. для десяти самых распространенных загрязни¬телей: оксидов серы, азота, углерода, взвешенных веществ, сероуглерода, сероводорода. В 1968 г. аналогичные стандарты имелись уже в 8 странах;

¦ стандарты воздействия на окружающую среду опреде¬ленного производственного процесса — эмиссионные стандарты —регламентируют уровень выбросов (сбросов) из данного точечно¬ го источника (трубы) после применения очистного оборудова¬ния. Расчеты таких стандартов, называемых предельно допус¬тимыми выбросами (сбросами) (ПДВ, ПДС), проводят с учетом рассеивания выбросов, наложения их на фоновое загрязнение и

суммирования выбросов (сбросов) всех источников. В некото¬рых случаях в качестве компромисса устанавливаются временные нормативы — временно согласованные выбросы (сбросы) (ВСВ, ВСС), — когда по каким-то объективным причинам (соци¬ально-экономического характера) нормативы ПДВ(ПДС) не мо¬гут быть соблюдены.