3 Февраль 2011

Основы экологии и экономика природопользования




С началом рыночного реформирования экономики фун¬кции и содержание планирования резко изменились на всех уровнях управления. Планирование утрачивает свой директив¬ный характер, становится индикативным, то есть направляю-щим, рекомендательным, ориентирующим, координирующим действия и интересы государства и других субъектов хозяйство¬вания. Но в условиях экономического кризиса индикативные планы включают как показатели-ориентиры, имеющие лишь информационное значение для предприятий, так и директив¬ные показатели (в частности, госзаказ), экономические регуля¬торы (цены, налоги, ставки, экономические нормативы).

Порядок планирования мероприятий по охране окружаю¬щей среды был закреплен в ст. 15 Закона «Об охране окружаю¬щей среды» (1992). Принятая в Беларуси политика в области экологии отражается в программах (прогнозах, планах) социально-экономического развития страны и других документах, Разрабатываемых и реализуемых в соответствии с Законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» (1998). Основные блоки эколого-экономического прогнозирования во взаимосвязи с системой государственных прогнозов социально-эко¬номического развития страны можно условно классифициро¬вать, как показано на рис. 12.1.

Рис. 12.1. Схема организации прогнозирования и планирования природопользования и природоохранной деятельности в Республике Беларусь

12.2. Документы эколого-экономического прогнозирования и планирования, разрабатываемые по периодам времени

На верхнем уровне эколого-экономическое прогнозирование и плани-рование осуществляется в рамках системы государ¬ственного социально-экономического планирования, которая выглядит следующим образом. На 15-летний период разрабаты¬вается Национальная стратегия устойчивого развития. На ее ос¬нове составляются Основные направления социально-экономи¬ческого развития на 10-летний период. Программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу фор¬мируется на 5-летний срок. Прогноз социально-экономического развития на краткосрочный период разрабатывается ежегодно. Все названные документы имеют разделы, отражающие пути решения экологических проблем и рационального природополь-зования с различной степенью детализации. Наиболее детальные показатели содержит годовой прогноз — лимиты допусти¬мых выбросов загрязняющих веществ, показатели использова¬ния природных ресурсов, расчет объема капитальных вложе¬ний, направляемых на охрану ок-ружающей среды, перечень природоохранных мероприятий и затраты на их проведение, до¬ведение заданий до областей и Минского горисполкома, от-дель¬ных министерств, ведомств и предприятий.

Прогнозы, программы, планы конкретного эколого-экономи¬ческого прогнозирования по периодам времени на уровне госу¬дарства и особо важ-ных природных комплексов и экологичес¬ких систем носят, как правило, межотраслевой и межрегио¬нальный характер. Цели и задачи устойчивого развития конкретизируются прежде всего в Национальной программе рацио¬нального использования природных ресурсов и охраны окружаю¬щей среды. В ней провозглашается достижение таких долгосроч¬ных целей, как поддержание благоприятной, экологически бе¬зопасной среды для обеспечения благополучия населения; обес¬печение рационального, неистощительного природопользова¬ния в интересах устойчивого социально-экономического разви¬тия страны; сбалансирование процессов воспроизводства и ис¬пользования возобновляемых природных ресурсов, рациональ¬ное расходование невозобновляемых ресурсов с широким вовле¬чением в хозяйственный оборот отходов производства.

Национальная программа рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды обычно сос¬тоит из нескольких главных целевых блоков, это:

¦ природоохранное законодательство;

¦ нормативное обеспечение (стандарты качества, экологиче¬ские нормы);

¦ информационное обеспечение (экологический мониторинг, кадастры);

¦ экономическое регулирование природопользования, эко-логические мероприятия при разгосударствлении и приватиза¬ции;

¦ экологическая безопасность и др.

Выделяются экологические аспекты отдельных отраслей экономики страны — энергетики, транспорта, сельского хозяй¬ства.

Решение экологических проблем требует проведения глубоких и все-сторонних комплексных научных исследований. Этим продиктована разра-ботка Государственной научно-техничес¬кой программы «Природопользова-ние и охрана окружающей среды» (ГНТП «Природопользование»). Главной целью программы является обоснование научных и технических решений, обеспечивающих повышение уровня самообеспечения страны собственными природными ресурсами, внедрение эколого-безопасных и ресурсосбере-гающих технологий, направленных на эффективную защиту окружающей среды и уменьшение антро¬погенного воздействия на природные экологические системы.

Спецификой эколого-экономического планирования в Бела¬руси явля-ется поиск взаимосвязанного решения общеэкологических проблем и ликви-дации последствий катастрофы на Черно¬быльской АЭС. Беспрецедентное по площади, уровням и продол¬жительности действия радиоактивное загрязне-ние резко ограни¬чило природно-ресурсный потенциал страны, потребовало огром¬ных затрат на снижение радиационной опасности. Ряд сложных науч-но-технических проблем в зоне экологического бедствия ре¬шается в соответ-ствии с Государственной программой Республи¬ки Беларусь по преодолению последствий катастрофы на Черно¬быльской АЭС.

В целях минимизации последствий катастрофы на ЧАЭС и социально-экономической реабилитации территорий, загряз¬ненных радионуклидами, предусматривается регулярное прове¬дение на пострадавших территориях радиационно-экологического мониторинга, осуществление комплекса мероприятий по реабилитации загрязненных сельхозугодий, предотвращение переноса радионуклидов на более чистые территории.