3 Февраль 2011

Основы экологии и экономика природопользования




Наме-тившиеся уже сейчас изме¬нения в государственном регулировании от пре-имущественного использования административных рычагов управления (право¬вых норм, стандартов, лимитов, разрешений, запретов, ограни¬чений и т.п.) в сторону расширения сферы применения эконо¬мических методов, как свидетельствует мировая практика, бу¬дут нарастать по мере усиления эко-номической стабилизации страны.

В процессе формирования рыночных отношений в ХМП должны, ко-нечно, произойти коренные перемены. Однако важно иметь в виду, что ры-ночные рычаги, которые мы стремимся ос¬воить, автоматически не создадут более благоприятных условий для природосбережения, чем жесткое административное при¬нуждение, свойственное старому ХМП. Ведь известно, что высо¬коразвитые страны с их отлаженными рыночными отношения¬ми пришли к состоянию экологического кризиса раньше, чем мы. Опыт стран, добившихся кардинального улучшения эколо¬гической ситуации, свидетельствует о том, что и в рамках ры¬ночной экономики ХМП предполагает четко спланированные действия и научно обоснованное централизованное управление природоохранной деятельностью.

Исходной предпосылкой и составной частью процесса совер-шенствования централизованного управления экологической сферой является формирование экономического механизма природопользования, который представляет собой совокупность экономических методов управления, при¬званных создать материальную заинтересованность ресурсо-потребителя в оптимизации процессов его взаимодействия с природной средой. По мере замещения административных мето¬дов экономическими основной задачей центральных органов уп¬равления становится разработка долгосрочной стратегии и на¬учно обоснованной нормативной базы природопользования. Ос¬новой государственного регулирования в области экологии дол¬жно стать природоохранное законодательство, служащее от¬правным моментом разработки национальных экологических программ и других плановых и прогнозных документов, обеспе¬чивающих экологическую направлен-ность экономики.

Глава 12. СИСТЕМА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬ¬ЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

12.1. Формирование системы эколого-экономического прогнозирования и планирования

Важное место в хозяйственном механизме природопользования отво-дится прогнозированию и планированию природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов, или эколого-экономическому прогнозированию и планированию. Одна из существенных особенностей разработки плана-прогноза природопользования состоит в том, что объектом планирования являются не только социально-экономические, но и природные процессы и явления. Природа, как известно, инерционна, консервативна, изменения в ней происходят намного медленнее, чем в общественной жизни. В связи с этим огромное значение приобретают заблаговременное предвидение возможных последствий антропогенного воздействия на окружающую среду, составление долгосрочных программ и прогнозов, в которых определяется экологическая стратегия хозяй-ственного развития. Такой прогноз предполагает прежде всего определение основных направлений и масштабов воздействия хозяйственной деятельно-сти на качество окружающей среды, рассматриваемой как важнейшее условие жизни людей и устойчивого экономического роста.

В системе государственного планирования бывшего СССР эколого-экономическое планирование сформировалось намного позже, чем другие направления. Оно охватывало намечаемые мероприятия по сохранению и укреплению природно-ресурсного потенциала страны, обеспечению его ра-ционального и комплексного использования, снижению отрицательного воздействия промышленного и сельскохозяйственного производства, жи-лищного и коммунального хозяйства городов на окружающую среду. Впервые раздел «Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов» был включен в государ¬ственный план развития народного хозяйства на десятую пяти¬летку (1975—1980). Задания по охране природы устанавлива¬лись в целом по СССР, союзным республикам, министерствам и ведомствам, отдельным регионам и городам; определялись объемы капитальных вложений и ввод в действие природоохранных мощностей и объектов. К сожалению, эколого-экономическое планирование, как и вся система централизованного планирования, оказалось недееспособным в результате несбалансирован¬ности планов, то есть несоответствия между плановыми задани¬ями и определенными для их осуществления финансовыми и материальными ресурсами.

Новые подходы к эколого-экономическому планированию наметились при разработке Государственной программы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов СССР на 1991 —1995 гг. и на перспективу до 2005 г. Природоохранная концепция, долгосрочные цели и основные направления их решения впервые обосновывались с учетом пе¬рехода к рыночной экономике. Ставилась задача разработать и ввести в действие новый хозяйственный механизм рациональ-ного природопользования на основе применения преимущес¬твенно экономических методов управления в сочетании с право¬выми и воспитательными мерами.

Соответственно в Беларуси была разработана и принята Рес-публиканская комплексная программа охраны окружающей среды (программа «Экология») на 1991 — 1995 гг. и на перспективу до 2000 г. Развитие кризисных явлений в экономике Бела¬руси, прекращение финансирования ряда экологических про¬грамм из общесоюзных фондов не позволило в полном объеме выполнить эту программу.

После получения Беларусью статуса независимого государ¬ства эколого-экономическое прогнозирование и планирование осуществляются на основе действующих нормативно-правовых документов международного сообщества и Республики Бела¬русь.