3 Февраль 2011

Основы экологии и экономика природопользования




Такими формами и методами выступают экономическая политика, организация прогнозирования, планирования, финансирования хозяйствен¬ных процессов, экономическое стимулирование, деятельность управленческих структур, хозяйственное законодательство.

Хозяйственный механизм выполняет следующие основные функции:

¦ обеспечивает взаимосвязанность, сбалансированность всех структур-ных элементов общественного производства как целостной системы;

¦ согласовывает экономические интересы общества, коллективов, каж-дого работника, отдельных предпринимателей. (Способность хозмеханизма согласовывать экономические интересы может служить критерием его со-вершенства);

¦претворяет в жизнь экономическую политику государства, его стра-тегические цели и тактические задачи.

Каждая страна имеет свой общенациональный хозяйствен¬ный механизм, однако можно говорить и о хозмеханизме отдельных сфер и отраслей экономики, имеющих свою специфику (например, хозмеханизм внешнеэкономической деятельности, АПК, строительства и др.).

Хозяйственный механизм — категория историческая: раз¬ным этапам в развитии страны соответствует свой особый хозмеханизм. Так, хозяйствен-ный механизм экономики, действовав¬ший в период существования СССР, сложился в общих чертах в 30—40-е годы. Его отличала высокая степень централизации, которая в значительной степени диктовалась обстоятельст-вами тех лет (курсом на ускоренную индустриализацию, затем вой¬ной, по-слевоенным восстановлением экономики и т.п.). Недос¬татки преимущественно административного подхода к руковод¬ству экономикой ощущались и тогда, но с особой силой они про¬явились в последние десятилетия. Хозяйственный механизм не имел внутренних стимулов саморазвития производства: его рас-пределительный, затратный характер (все затраты покрывались госу-дарством, сбыт любой продукции был гарантирован) не по¬буждал произво-дителей улучшать качество продукции, повы¬шать производительность труда, совершенствовать технологию производства, не ставил преград бесхозяй-ственности и безответ¬ственности. Административно-командные методы управления преобладали над экономическими, что сковывало инициативу и самостоятельность субъектов хозяйствования.

Недостатки общегосударственного хозмеханизма присущи и отдельным отраслям и сферам хозяйства, в том числе природо¬пользованию. Хо-зяйственный механизм природо¬пользования (ХМП) — молодой отрасли экономики — стал складываться на рубеже 60— 70-х годов и до сих пор находится в стадии формирования. Он представляет собой систему форм и методов организации и регулирования процессов природопользо-вания, обеспечивающих достижение конечных целей в этой сфере, — удовлетворение потребностей общества в сырье и ма¬териалах, в чистоте и разнообразии окружающей среды. ХМП включает в себя организацию управления охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов; эколого-экономическое прогнозирование и планирование; финансирование при¬родоохранных мероприятий; экономическое стимулирование Рационального природопользования; контроль и учет в экологи¬ческой сфере; экологическое нормирование, правовое регулиро¬вание и т.п. ХМП, сложившемуся в условиях централизованно-плановой экономики, были свойственны административно-командная направленность, почти абсолютная централизация и детальная регламентация всей природоохранной и ресурсосберегающей деятельности. Однако детальная регламентация природопользователей со стороны центральных плановых органов и служб го¬сударственного контроля (а число плановых показателей только по охране земель, например, за десятую и одиннадцатую пяти¬летки возросло с 37 почти до 60), не принесла желаемых резуль¬татов. Состояние и эффективность использования природно-ресурсного потенциала были неудовлетворительными. В основе админист-ративного регулирования природопользования лежат экологические стандарты (нормативы). Нормативы качества ок¬ружающей среды в СССР по ряду причин были более строгими, чем в странах Западной Европы и США (например, средняя 24-часовая норма содержания SО2 в воздухе составляет в США 365 мг/м3, в странах ЕС — 90, а в бывшем СССР — 50 мг/м3), что, тем не менее, не стало гарантией лучшего состояния нашей природной среды. Практически никогда такие жесткие нормати¬вы не соблюдались. Чаще всего использовались так называемые временные нормативы (временно согласованные выбросы — ВСВ), отражающие реальные возможности предприятий-загрязните¬лей. Предполагалось, что предприятие поэтапно будет сокращать свои выбросы до уровня ПДК, но, к сожалению, экологическая сфера не имела себе равных по масштабам несоблюдения норма¬тивов: нередки были случаи превышения допустимых воздей¬ствий на окружающую среду в десятки и даже сотни раз.

Экономические методы управления в природопользовании Беларуси в рамках бывшего СССР получили значительно мень¬шее развитие, чем в дру-гих отраслях хозяйства, хотя их приме¬нение повсюду было весьма ограни-ченным. Но к концу 80-х го¬дов стало очевидно, что административная сис-тема управления не способна обеспечить дальнейшее развитие рационального природопользования и природоохранной деятельности. В 1989 г. была предпринята попытка расширения сферы использования экономических методов в практике управления природопользо¬ванием, что проявилось в эксперименте по введению платы за загрязнение окружающей среды. В разрабатывавшейся в то вре¬мя Государственной программе охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов СССР на перспективу до 2005 г. было предусмотрено проведение ком¬плекса мер по формированию экономического механизма при¬родопользования, но глубокий экономический кризис отодви¬нул решение экологических проблем на второй план.

Социально-экономическая трансформация, происходящая в настоящее время в нашем обществе, требует принципиально новых подходов к процес-сам организации, управления и регулирования природопользования.