3 Февраль 2011

Основы экологии и экономика природопользования




В настоящее время по льготной цене приобретают земельные участки наследники и гра-ждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Нормативная цена рассчитывается с учетом природно-климатических условий, видов земель, характеристики почвенного покрова, мелиоративного состояния земель; причем цены 1993 г. подлежат индексации. Для определения цены конкретного земельного участка, используемого для сельскохозяйственных целей, территория Беларуси подразделена на три природно-климатические зоны — северную, центральную и южную; каждая из них делится на два округа — западный и восточный. Кроме того, выделено 17 типов почв, которые отражают природное состояние земель и общее направление их использования. При оценке земельного участка учитывается его месторасположение по отношению к населенным пунктам; коэффициенты дифференцированы по расстоянию (до 10 км, 11 — 20 км, 21 — 30 км), административному и социально-экономическому статусу (г. Минск, областные центры, города с населением свыше 50 тыс. человек, районные центры). В итоге средняя нормативная цена по стране в 1993 г. была определена в 2,5 млн. р. за 1 га.

Нормативные цены на земли городов и поселков городского типа, пе-редаваемых в частную собственность, определены индивидуально. Так, для Минска нормативная цена земли составляет 51,8 млн.р. за 1 га, в том числе стоимость земли, определяемая социально-экономическими факторами, — 14 млн. р., стоимость потребительской ценности — 34 млн. р., стоимость не-обустроенной земли — 3,8 млн. р. за 1 га. Такие же примерно земли в Гомеле оценены в 40,03 млн. р., Дзержинске — в 21,52 млн. р., в Ивье — 13,98 млн. р. за 1 га.

Как показывает мировой опыт, стоимость земли в крупных городах неуклонно возрастает, причем существенно различается между отдельными городами, городами и пригородами, внутри самих городов, отражая различную потребительскую стоимость или общественную полезность отдельных ее участков. Например, в Нью-Йорке на Манхэттене 1 га земли в 70—80-х годах оценивался в среднем в 3 млн. дол., за пределами Манхэттена — в 400 тыс. дол., в пригородной незастроенной зоне — в 20 тыс. дол. Охрана земель регулируется Ко-дексом Республики Беларусь о земле (раздел XI) и включает систему правовых мер, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на рациональное использование, предот-вращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного обо-рота, защиту их от вредных антропогенных воздействий, а также на воспроизводство и повышение плодородия почв, продуктивности земель лесного фонда. Необходим комплексный подход к землям как к сложным природным образованиям (экосистемам) с учетом зональных и региональных особенностей земель, целей и характера их использования. Система рационального использования земель должна носить природоохранный, ресурсосберегающий характер и предусматривать сохранение почв, ограничение воздействия на растительный и животный мир, геологические породы и другие компоненты окружающей среды.

В природоохранных целях землепользователи, землевладельцы, собст-венники земельных участков обязаны осуществлять:

¦ восстановление и повышение плодородия почв, а также других по-лезных свойств земли;

¦ защиту земельных участков от водной и ветровой эрозии, заболачивания, засоления, загрязнения отходами производства, других процессов разрушения;

¦ защиту сельскохозяйственных земель от зарастания кустарником и мелколесьем, других процессов ухудшения состояния земель;

¦ рекультивацию нарушенных земель и другие мероприятия по охране и рациональному использованию земель.

Экономическое стимулирование рационального использования и охра-ны земель направлено на повышение заинтересованности землепользователей и землевладельцев в сохранении и воспроизводстве плодородия почв, защиту земель от негативных последствий производственной деятельности; оно включает:

— выделение средств из республиканского или местного бюджета для восстановления земель, нарушенных не по их вине;

— освобождение от платы за земельные участки в период сельскохозяйственного освоения;

— предоставление льготных кредитов;

— поощрение за повышение плодородия почв и продуктивности земель, производство экологически чистой продукции.

Повышение эффективности землепользования связано с оптимальным распределением земель по сферам и отраслям народного хозяйства. Гене-ральным направлением в распределении земель в процессе хозяйственной деятельности остается учет необходимости максимального сохранения сельскохозяйственных угодий, дальнейшее совершенствование их структуры. Однако сельскохозяйственное использование земель не всегда может быть признано наиболее рациональным. Интересы гармоничного развития экономики страны требуют отвода под промышленное, транспортное, жилищное строительство, на рекреационные цели все новых и новых земель. Задача в том, чтобы изъятие земель сводилось к минимуму и по возможности осуществлялось вовлечение в народнохозяйственный оборот ранее не использовавшихся территорий.

На перспективный период прогнозируется некоторое возрастание площади лесных и лесопокрытых земель за счет перевода в эту категорию заросших кустарником и мелколесьем бывших сельскохозяйственных земель, а также посадки леса на песчаных и прочих не используемых в сельском хозяйстве землях. Сохранится также тенденция увеличения земель, на¬ходящихся под водой, в основном за счет рекультивации тор¬фяников, на которых после выработки торфа создаются водохранилища. Возрастут площади земель, занимаемых тран-спортными магистралями, прежде всего за счет придорожных полос, строительства новых и реконструкции действующих автомобильных до-рог.

В Республике Беларусь разработана Государственная программа охраны и рационального использования земель.