3 Февраль 2011

Основы экологии и экономика природопользования




Эта информация позволяет реализовать земельное законодательство, обеспечить регулирование земельных отношений и управление земельными ресурсами. Данные государственного земельного кадастра используются при установлении прав на земельные участки, совершении сделок с ними, определении стоимости и размеров платежей за землю.

Государственный земельный кадастр содержит данные:

¦ о распределении земель по категориям, землевладельцам, землепользователям и видам земель;

¦ составе, структуре и состоянии земельного фонда страны в разрезе административно-территориальных единиц;

¦ местоположении, размерах и границах земельных участков, их качест-венной характеристике, установленном режиме использования и другие необходимые сведения.

Система кадастрового учета представляет собой присвоение специально уполномоченным органом земельному участку, вы¬деленному в результате землеустройства, уникального кадас¬трового номера, учет существенных элементов этого земельного участка, включающих границу участка, расположение на нем

сооружений и т.п.

Данные государственного земельного кадастра могут собираться, хра-ниться и использоваться в текстовом, графическом и электронном виде. В на-стоящее время земельно-кадастровая информационная база совершенствуется с учетом использования современных технических средств и единых унифицированных для страны технологий на основе европейской классификации земельных угодий и использования мировых цен на землю.

Ведение государственного земельного кадастра обеспечивается проведением топографических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, учетом и оценкой земель. К настоящему времени в Беларуси проведены три тура оценки качества почв землевладений колхозов и госхозов, которые проходили примерно один раз в 10 лет. Результаты бонитировки и экономической оценки земель (1986 г.) использовались в практике сельскохозяйственного производства при оптимизации структуры посевных площадей, отводах земель для несельскохозяйственных нужд, нормировании закупок сельскохозяйственной продукции и др.

Впервые в условиях становления рыночных отношений в Беларуси проведена экономическая оценка различных категорий земель нормативным методом с использованием стоимостных величин земельной ренты. Экспериментальный расчет стоимости земли как составной части национального богатства страны осу¬ществлен сотрудниками НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. Общая (укрупненная) стоимостная оценка земли составила 84 131,47 млрд. р. (в ценах и по состоянию на начало 1994 г.). Следует обратить внимание, что укрупненная оценка земли проводилась без учета качественной ее характеристики и местоположения; с применением соответствующих коэффициентов величина стоимости земли существенно возрастает.

В условиях перехода к рынку возникла необходимость проведения все-объемлющей оценки земель. Методика кадастровой оценки земель сельскохо-зяйственного назначения с 1995 г. строится на основе учета следующих показателей:

¦ продуктивности земель в денежном выражении при сопоставимом среднем уровне ведения хозяйства;

¦ рентного дохода как разности между продуктивностью земли в денеж-ном выражении и необходимыми издержками производства (включая затраты на реализацию продукции);

¦ цены земли, обусловленной размером ежегодно получаемого дохода с учетом его капитализации.

Земельным законодательством Республики Беларусь установлено, что землевладение и землепользование является платным. Для определения размеров земельного налога также применяются показатели кадастровой оценки земель. Закон Республики Беларусь «О платежах за землю» (1991) устанавливает ставки земельного налога и предельные ставки арендной платы, регулирует экономическими методами рациональное использование земель, формирует средства на землеустройство, на мероприятия по повы-шению качества земель и их охрану.

8.4. Нормативно-правовое и экономическое регулирование рационального землепользования

Осуществление земельной реформы в стране вызвало коренные преоб-разования земельных отношений. Законом Республики Беларусь «О праве собственности на землю» (1993) установлены государственная и частная формы собственности. В настоящее время земельные отношения регулиру-ются Кодексом Республики Беларусь о земле (1999). Все крупное землевла-дение (земли колхозов, госхозов, фермеров и других землепользователей) находится в собственности государства; это около 85 % сельскохозяйствен-ных угодий. В частной собственности граждан Республики Беларусь могут находиться земельные участки, приобретенные для следующих целей:

¦ ведения личного подсобного хозяйства (до 1 га);

¦ строительства и обслуживания жилого дома (в городах — от 0,05 до 0,15 га; в сельских населенных пунктах, поселках городского типа — от 0,15 до 0,25 га);

¦ ведения коллективного садоводства и дачного строительства (до 0,15 га на одного члена кооператива).

Кроме того, земля может быть в собственности юридических лиц, в том числе зарубежных, если на этой земле располагаются приватизированные данными лицами производственные объекты или объекты по оказанию услуг.

Передача земли в частную собственность проводится после внесения соответствующей платы за земельный участок, при этом применяется нормативная, льготная или договорная цена.

Льготная цена на земельный участок устанавливается в размере пяти-кратной ставки земельного налога, уплачиваемого за этот участок на момент приобретения его в собственность. Правом приобретения земельного участка по льготной цене пользовались граждане Республики Беларусь, имевшие во владении и пользовании земельные участки, предоставленные им до принятия Закона «О праве собственности на землю» (16 июня 1993 г.).