3 Февраль 2011

Основы экологии и экономика природопользования




Водные объекты могут предоставляться в пользование для одной или нескольких целей (допускается многоцелевое использование водных объектов).

Водный кодекс Республики Беларусь (ст. 31 и 32) устанавливает права и обязанности водопользователей. Среди основных обязанностей:

¦ использование водных объектов в целях, для которых они предос-тавлены, и сохранение установленных условий водополь¬зования;

¦ рациональное использование водных ресурсов, проведение необхо-димых работ по сохранению и улучшению качества вод, восстановлению водных объектов;

¦ ведение учета количества забираемых и используемых вод;

¦ осуществление контроля за качеством забираемой воды и отводимых сточных вод;

¦ поддержание в надлежащем состоянии очистных и других сооружений и устройств, сохранение установленных правил их эксплуатации.

Все воды подлежат охране (ст. 69) от загрязнения, засорения и других вредных воздействий, которые могут ухудшить условия водообеспечения, привести к уменьшению рыбных и иных запасов водного промысла, ухуд-шению условий существования Диких животных, снижению урожайности земель и других неблагоприятных явлений по причине изменения физических, химических и биологических показателей качества вод, снижения их способности к естественному очищению.

Для предотвращения загрязнения водных объектов, а также сохранения среды проживания животного и растительного мира на землях, прилегающих к речным руслам или акваториям водоемов, устанавливаются водоохранные зоны, а в их пределах выделяются прибрежные полосы строго охраняемого режима. В целях охраны водных объектов, которые используются для хозяйственно-питьевого водообеспечения, в местах водозабора устанав-ливается зона санитарной охраны.

Прибрежные полосы являются природоохранной территорией с режи-мом ограниченной хозяйственной деятельности. В них запрещаются:

— распашка земель, садоводство и овощеводство;

— выпас скота;

— хранение и использование ядохимикатов и минеральных удобрений;

— размещение садоводческих товариществ, баз отдыха, палаточных городков, стоянок автотранспорта и сельскохозяйственной техники;

— строительство зданий и сооружений, мойка и техническое обслуживание транспортных средств и техники.

В ближайшей перспективе необходимо завершить создание водоох-ранных зон рек, озер и искусственных водоемов на расстоянии до 500 м от уреза воды на всех малых, средних и крупных водных объектах (в частности, рек длиной более 10 км). Все это должно сопровождаться установлением в защитных зонах жесткого регламента земле- и водопользования, запретом строительства производственных объектов, имеющих выбросы и стоки, бла-гоустройством территории и т.п.

Водный кодекс Республики Беларусь (раздел VII) определяет систему контроля за использованием и охраной вод, государственного учета вод, со-ставления водохозяйственных балансов и схем комплексного использования и охраны вод. Государственному учету подлежат все виды вод, которые со-ставляют водный фонд страны, а также их использование для питьевых, хо-зяйственно-бытовых, лечебных, оздоровительных и других целей. Система-тизированные данные о количестве и качестве вод, их использовании со-держатся в государственном водном кадастре. Сопоставление потребностей в воде с наличными на данной территории водными ресурсами проводится на основе водохозяйственных балансов, которые представляют собой расчетные материалы и используются для целей планирования и принятия реше-ний по вопросам использования и охраны вод. Этим же целям служат и схе-мы комплексного использования и охраны вод, среди которых различают ге-неральные, бассейновые и территориальные. Генеральная схема использова-ния и охраны вод разрабатывается для определения основных направлений развития водного хозяйства страны; бассейновая схема — для бассейнов рек и других водных объектов на основе генеральной схемы, региональная — для отдельных регионов страны на основе генераль¬ной и бассейновой схем.

Законодательством Республики Беларусь устанавливается административная, криминальная или иная ответственность за нарушения в области использования и охраны вод. К числу та¬ких нарушений относятся;

— самовольный захват водного объекта и самовольное водопользова-ние;

— реализация проектов без положительного заключения государст-венной экологической экспертизы;

— загрязнение вод или нарушение режима использования водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов;

— ввод в эксплуатацию промышленных, коммунальных и других объектов без сооружений и устройств, предупреждающих загрязнение вод;

— заборы воды с превышением установленных лимитов;

— самовольное проведение гидротехнических работ;

— использование водных объектов не по целевому назначению и не-которые другие.

Экономическое регулирование рационального использования и охра-ны вод включает:

¦ планирование и финансирование мероприятий по рациональному использованию и охране вод;

¦ установление лимитов водопользования;

¦ установление нормативов платы за водопользование и водопотребление;

¦ установление нормативов платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

¦ предоставление налоговых, кредитных и других льгот при использо-вании малоотходных и безотходных технологий, проведении других мероприятий, когда они дают значительный эффект в области рационального использования и охраны вод;

¦ покрытие ущерба, нанесенного водным объектам и здоровью людей по причине нарушения требований водного законодательства.

В экономическом механизме, обеспечивающем рациональное использование и охрану вод, особое место отводится платности водопользования.