3 Февраль 2011

Основы экологии и экономика природопользования




Доступность и легкость освоения ресурсов способствует быстрому росту производства материальных благ. И наоборот, большая трудоемкость освоения природных ресурсов или их значительное удаление от хозяйствен-ных центров затрудняет развитие производительных сил, снижает эффек-тивность производства.

Использование природных ресурсов, сознательное изменение природ-ных условий (мелиорация, регулирование рек и т.п.) всегда выступали в дея-тельности людей важнейшим средством решения социально-экономических задач. Более того, природные ресурсы — это естественная база развития экономики страны, поэтому весьма существенной является экономическая оценка всего комплекса природных ресурсов. Она позволяет выявить ресурсообеспеченность территории и определить практические меры по обеспечению ее недостающими ресурсами на перспективу, что способствует совершенствованию межрайонных производственных связей. С этих позиций важным является установление природно-ресурсного потенциала территории.

Под природно-ресурсным потенциалом понимают совокупность природных ресурсов региона, которые используются или могут быть использованы в хозяйстве с учетом тенденций научно-технического прогресса. Величина природно-ресурсного потенциала может быть опреде-лена как сумма потенциалов отдельных видов природных ресурсов (мине-ральных, водных, лесных, земельных и др.) и зависит от целого ряда факто-ров. Важнейшими из них являются: численность имеющихся в регионе природных ресурсов (чем больше ряд естественных ресурсов, вовлеченных и подлежащих использованию в процессе производства, тем больше величина природно-ресурсного потенциала), их количественные и качественные ха-рактеристики (величина запасов, содержание полезного вещества, мощность пластов и т.д.), комплексность использования каждого вида природных ре-сурсов.

Количественная оценка природно-ресурсного потенциала территории возможна только в том случае, если частные потенциалы отдельных видов природных ресурсов будут исчисляться по единому принципу. В литературе встречаются три возможных направления соизмеримости качественно различных природных ресурсов:

— с помощью балльной системы;

— стоимостных показателей;

— абсолютных энергетических показателей.

Наибольшую значимость в условиях становления рыночных отношений приобретает стоимостная (денежная), или собственно экономическая оценка природно-ресурсного потенциала, позволяющая сопоставить ценность природных ресурсов с другими производственными ресурсами. Однако осуществить экономическую оценку разных видов природных ресурсов на единой методологической основе весьма сложно, поэтому величину при-родно-ресурсного потенциала территории количественно характеризуют ча-ще всего натурально-вещественными показателями (объемами запасов, площадями, продуктивностью и т.п.).

Природно-ресурсный потенциал — важнейшая часть национального богатства страны. По оценке ученых института географии АН СССР, прове-денной в 70-е годы, доля Беларуси в совокупном природно-ресурсном потен-циале СССР составляла 1,2 %, что значительно превышало ее удельный вес в общей площади страны — 0,9 % . Такое превышение обусловлено лучшей обеспеченностью земельными ресурсами (выше среднемировых), более бла-гоприятными климатическими условиями, достаточными водными и лесными ресурсами. Вместе с тем на территории Беларуси отмечается относительно невысокая концентрация минерально-сырьевых ресурсов, особенно топливно-энергетических.

Природно-ресурсный потенциал страны и отдельных ее регионов изме-няется в процессе природопользования, что, с одной стороны, обусловлено истощением отдельных видов природных ресурсов вследствие их исчерпае-мости и нерационального использования. С другой стороны, научно-технический прогресс открывает возможности вовлечения в народнохозяйственный оборот новых видов природных ресурсов, расширения сырьевой и топливно-энергетической базы страны. Изученность недр Беларуси на предыдущих этапах развития была неполной, а недостающие виды сырья и материалов можно было получить центра-лизованным путем из других регионов СССР. Сейчас ситуация коренным образом изменилась, поэтому необходимо уделить особое внимание проблеме расширения и укрепления собствен¬ной минерально-сырьевой базы.

Важное значение в достижении большей сырьевой независимости Рес-публики Беларусь приобретает политика ресурсосбережения. Совершенст-вование технологий, снижение материало- и энергоемкости производства позволяют снизить потребление сырьевых и топливно-энергетических ресур-сов на 20—25 %. Однако достижение такого уровня возможно только в тече-ние 15—20 лет, что обусловлено серьезными организационно-правовыми и экономическими причинами (отсутствием необходимых законодательных актов, комплексных государственных программ ресурсосбережения, а также необходимых финансовых и Материальных ресурсов).

Глава 5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

5.1. Сущность, функции, задачи экономической оценки природных ресурсов

Проблема экономической (денежной) оценки природных ресурсов — одна из наиболее сложных и дискуссионных в современной науке. В СССР долгие годы считалось, что раз богатства природы в условиях социализма являются общенародной собственностью, не продаются и не покупаются, не включены в систему товарно-денежных отношений, то им и не нужна экономическая оценка. Кроме того, отсутствие каких-либо денежных оценок естественных запасов природы в бывшем Советском Союзе оправдывалось их кажущейся безграничностью. Однако бесплатность природных ресурсов, отсутствие учета природного фактора в результатах хозяйственной деятельности предприятий привели к низкой действенности принимаемых природоохранных актов, нерациональному природопользованию.