3 Февраль 2011

Основы экологии и экономика природопользования




Выделяют следующие периоды формирова¬ния современной системы международного экологического сот¬рудничества:

1913—1948 гг.;

1948—1968 гг.;

1968—1992 гг.;

с 1992 г. по настоящее время.

Первый этап связан с попытками объединения усилий раз¬личных стран в целях защиты природы в рамках международ¬ных конференций. Впервые конференция такого рода, собрав¬шая ученых из 18-ти стран, состоялась в 1913 г. в Берне (Швей¬цария). В 1923 г. в Париже прошел I Международный конгресс по охране природы. В 1928 г. в Брюсселе было открыто Между-народное бюро защиты природы. Но усилия международной об¬щественности на этом этапе не пользовались поддержкой прави¬тельств, носили информационный, дискуссионный характер и не привели к выработке каких-либо практических мер по охра¬не природной среды.

Второй этап начался с созданием ООН, которой в настоя¬щее время принадлежит ведущая роль в международном эко¬логическом сотрудничестве. Можно сказать без преувеличе¬ния, что все органы ООН наряду с политическими, экономи¬ческими, социальными и иными проблемами занимаются воп¬росами охраны окружающей среды. Вместе с тем ООН имеет специальную программу, главной задачей которой является исключительно охрана окружающей среды, — ЮНЕП. Первая международная природоохранительная организация (Между¬народный союз защиты природы) была создана в 1948 г. на базе Брюссельского бюро при активной поддержке ЮНЕСКО. В 50-е годы происходит изменение концептуального подхода к проблемам окружающей среды: на смену концепции защи¬ты природы как сохранения отдельных природных объек¬тов пришла концепция охраны природы, предполагаю¬щая рациональное, комплексное использование естественных ресурсов. В связи с этим в 1956 г. Междуна-родный союз защи¬ты природы был переименован в Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП).

Третий этап характеризуется чрезвычайной активизацией многостороннего международного экологического сотрудничес¬тва, что было обусловлено негативными последствиями науч¬но-технической революции. В 60-е годы воздействие человека на окружающую среду приобретает глобальный характер и все чаще превышает естественные возможности экосистем к само¬восстановлению. В 1968 г. сессия Генассамблеи ООН приняла резолюцию, установившую роль благоприятной окружающей среды для соблюдения основных прав человека. Важнейшим этапом в экологической политике государств и всего междуна¬родного сообщества принято считать состоявшуюся в Стокголь¬ме (1972) Международную конференцию по окружающей чело¬века среде. В соответствии с ее решением и был учрежден посто¬янно действующий орган ООН по охране окружающей среды — ЮНЕП. Стокгольмская конференция создала прецедент рас-смотрения экологических проблем в контексте человеческого развития. Последующие международные конференции по раз¬личным социально-экономическим проблемам, проводимые под эгидой ООН (Конференция по народонаселению в Бухаресте (1974), Всемирная продовольственная конференция в Риме (1974), Конференция ООН по населенным пунктам в Ванкувере (Канада, 1976), Конференция по новым и возобновляемым ис-точникам энергии в Найроби (Кения, 1981) и др.), так или иначе затрагивали вопросы охраны среды обитания человека.

Начало четвертого этапа знаменует состоявшаяся 3-14 ию¬ня 1992 г. в Рио-де-Жанейро Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Она подвела итоги международной деятель¬ности по охране окружающей среды за двадцать лет, прошед¬ших после Стокгольмской конференции, приняла целый ряд программных документов, разработала концепцию устойчивого человеческого развития, открыла для подписания международ¬ные конвенции об охране климатических ресурсов и о биологи¬ческом разнообразии. Конференция в Рио задала программу дальнейшего международного сотрудничества в области приро¬доохранной деятельности принятием «Повестки дня на XXI век» и других итоговых документов.

Современная система международного экологического сот¬рудничества объединяет следующие основные направления:

1) парламентское сотрудничество, состоящее в координации законода-тельной деятельности и обеспечивающее решение меж¬государственных эколо-гических проблем путем разработки мо¬дельных (рекомендательных) законов в сфере экологии;

2) взаимодействие исполнительных структур отдельных го¬сударств, ориентированное на координацию разработки и реа¬лизации экологических программ под эгидой ООН;

3) конвенционное регулирование природоохранной деятель¬ности путем заключения договоров и других видов международных соглашении, предполагающих единый подход разных стран к решению конкретных экологических проблем;

4) научно-техническое сотрудничество, направленное на об¬мен научно-технической информацией, совместную реализацию природоохранных проек-тов, комплексное использование науч¬ных разработок, совместное осуществление экспертиз и т.п.;

5) экологическое сотрудничество общественных организа¬ций, деловых кругов, проведение международных экологичес¬ких форумов и т.д.

Наиболее распространенной и действенной формой сотруд¬ничества по вопросам охраны окружающей среды является зак¬лючение международных договоров и иных соглашений. Пар¬тнерами в таких соглашениях обычно выступают страны-соседи или государства, объединенные общностью интересов в сохране¬нии природной среды региона или совместном использовании некоторых ресурсов.

Международно-правовая природоохранная практика имеет более чем вековую историю. Начало ей было положено заключе¬нием соглашений по регулированию использования и охраны ресурсов животного мира. В 1875 г.