3 Февраль 2011

Основы экологии и экономика природопользования




По экспертным оценкам, международный рынок экологических товаров и услуг оценивается ежегодно в 280 млрд дол. США. Фирмы, проводя¬щие активную природоохранную политику, добиваются значи¬тельных выгод за счет экономии сырьевых материалов, модер¬низации технологий производства, завоевания положительного имиджа среди потребителей.

Существенной особенностью экологического предпринима¬тельства является то, что, используя потенциал малого и сред¬него бизнеса, оно представляет собой эффективный путь стаби¬лизации экологической ситуации, не требующий дополнитель¬ных бюджетных ассигнований. Однако со стороны государства необходимо принятие ряда мер, способствующих, с одной сторо¬ны, поддержке развития экобизнеса, с другой — законодатель-ной регламентации предпринимательской деятельности в инте¬ресах всего общества.

Экологическое предпринимательство республики находится в самом на-чале своего пути, в условиях становления рыночных отношений. Как показывает мировой опыт, оно может стать привлекательным прибыльным бизнесом, если государство не¬уклонно и последовательно будет оказывать ему поддержку, применяя все доступные рычаги экономического и, в частности, финансового регулирования. К таким рычагам, как отмечалось, относятся льготное финансирование и кредитование, освобож¬дение от налогов или льготное налогообложение на прибыль в части создания экотехники, перехода на малоотходную техно¬логию, льготы фирмам, осуществляющим комплексную перера¬ботку отходов и т.п.

Развитию предпринимательской активности в природоох¬ранной деятельности способствует и ужесточение экологичес¬ких нормативов и контроля за выбросами в окружающую среду. Так, в результате введения более жестких норм на выбросы в странах ЕС в 90-е годы рынок природоохранных технологий и оборудования возрос до 3 млрд. евро, и прогнозируется его даль¬нейший прирост. Очевидно, что в будущем основной сферой раз¬вития экологического предпринимательства станет производ¬ство очистного оборудования, контрольно-измерительных при¬боров, разработка утилизационных, энерго- и ресурсосберегаю¬щих технологий, экологически безопасного оборудования, а это в конечном итоге приведет к созданию конкурентной среды на рынке для отбора наиболее экономичных видов оборудования и технологий при сопоставимом экологическом эффекте.

На мировом рынке экологических услуг и товаров, где все виды экологического обслуживания осуществляются на платной основе, сложилось несколько самостоятельных направле¬ний, основные из которых — производство и продажа экотехни¬ки, приборов для контроля за состоянием окружающей среды, создание ресурсосберегающей технологии и очистного оборудо¬вания, использование вторичных ресурсов и экологическое вос-производство, экологическое воспитание и образование, выпол¬нение других экологических услуг.

Помимо перечисленных, на западном рынке спросом пользу¬ются такие экологические товары и услуги:

¦ маркетинговые услуги, направленные на изучение потреб¬ности природопользователей в природоохранном оборудовании, приборах, материалах, реагентах и других материально-технических ресурсах;

¦ услуги по НИОКР и ноу-хау, направленные на передачу технических, экологических, управленческих новшеств для осуществления природоохранной деятельности;

¦ инженерно-консультационные (инжиниринговые) услуги, связанные с подготовкой и использованием в конкретных усло¬виях научно-технических, производственных и иных знаний и, опыта для осуществления природоохранной деятельности;

¦ лизинговые услуги по приобретению природоохранного оборудования в аренду;

¦ услуги по регулированию клиринговых поставок на рынке экологиче-ского оборудования;

¦ биржевые услуги по приобретению природоохранного обо¬рудования и иной техники;

¦ банковские услуги;

¦ правовое и консалтинговое обслуживание по вопросам ох¬раны природы (экспертные заключения по искам природоох¬ранных органов для арбитражных и судебных дел, консульта¬ции по залоговому праву, проведению приватизации и др.);

¦ услуги по экологическому страхованию и др.

Как видно из этого далеко не полного перечня, экологичес¬кий рынок Запада весьма обширен, что позволяет говорить формировании там экологически ориентированной отрасли эко¬номики — экоиндустрии. В постсоветских же республиках ры¬нок экологических услуг находится в зачаточном состоянии. Начинает складываться рынок научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в частности, при разработке ма¬териалов методического характера для подготовки эколого-экономического инструментария, выполнения заданий по подго¬товке целевых экологических программ, стратегических документов экологической направленности и т.п. Такие работы на основе грантов осуществляются и в Беларуси.

Вместе с тем, никакой целевой программы развития эколо¬гического рынка на территории бывшего СССР не существует. Такая программа необходима. Она должна предусматривать разработку законодательных и подзаконных актов, обеспечива¬ющих эффективное функционирование рынка. В частности, не¬обходимо принятие актов, законодательно регламентирующих льготное налогообложение прибыли предприятий, выполняю¬щих работы и услуги экологического характера или создающих продукцию экологического назначения; актов о введении поощ¬рительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию и, наоборот, о дополнительном налогообложении экологически вредных производств и т.п.

Программа должна охватывать приоритетные направления развития рынка экологических работ и услуг, разработку и внедрение системы регулирования экологического предприни¬мательства с целью предотвращения вредного воздействия на окружающую среду и здоровье людей, создание условий для привлечения и рационального использования в экологических целях зарубежных инвестиций, ноу-хау, технологий и оборудо¬вания.

В целях формирования экологического рынка Госкомэколо¬гии России еще в начале 90-х годов составил перечень платных работ и услуг, входящих в сферу деятельности его подразделе¬ний.