3 Февраль 2011

Основы экологии и экономика природопользования




Но наряду с традиционными проблемами приватизация может усугубить и экологические, поскольку пока не разработаны четкие правовые основы воздей¬ствия государства на субъекты хозяйствования, получившие в результате разгосударствления известный суверенитет. Как считают многие исследователи данного вопроса, права привати¬зированных объектов защищены законом в большей степени, чем интересы общества в области охраны природной среды.

Промышленные предприятия — важнейшие объекты приватизации — являются и основными источниками загрязнения среды обитания. Техническая база промышленности устарела на большинстве предприятий она представляет традиционный (четвертый) или даже реликтовый технологический уклад. По ориентировочным оценкам, только около 18 % всего парка ма¬шин и оборудования в промышленности Беларуси соответству-ют мировому уровню, из них лишь 4 % задействовано в техноло¬гических процессах, имеющих мировые стандарты. На боль¬шинстве предприятий, построенных десятки лет назад, используемые технологии далеко не всегда отвечали экологическим требованиям того времени, тем более они не могут удовлетво¬рить сегодняшние экологические стандарты.

При оценке условий, в которых идет приватизация, нельзя не учитывать кризисное состояние отечественной экономики, дефицит государственных фи-нансовых ресурсов. Приватизация дает возможность в короткое время получить значительные сум¬мы от продажи предприятий и одновременно освободиться от бремени убыточных, нерентабельных объектов. Однако прово¬дить приватизацию, не определив правила учета экологическо¬го фактора, нельзя. Процессу приватизации должно предшес¬твовать решение ряда вопросов: каково состояние охраны окру¬жающей среды на приватизируемом объекте, какие мероприя¬тия следует предусмотреть для соблюдения требований экологи¬ческого законодательства, сколько средств (и каких) для этого необходимо, включая реконструкцию предприятий, кто будет нести расходы по реализации этих мер, какие административ¬ные решения могут быть приняты для выполнения экологичес¬ких требований и т.п.

Конечно, в рыночной экономике на помощь административ¬ным рычагам приходят экономические методы воздействия на предприятие-загрязнитель, но в ближайшее время надеяться на их высокую эффективность не приходится. Ведь известно, что действующие нормативы платежей за загрязнение существенно меньше затрат, требуемых для снижения загрязнений, и пред¬приятию выгоднее платить за выбросы, не сокращая их объе¬мов. Поэтому необходимо принять правила учета экологическо¬го фактора в процессе приватизации государственной собствен¬ности, запрещающие в первую очередь наращивать выбросы (сбросы) в окружающую среду выше имеющегося уровня.

Важнейшим условием, предшествующим приватизации объ¬екта, должно быть проведение экологического аудита (экологи¬ческой экспертизы). При этом в правилах должны быть уточне¬ны значения экологических параметров, которым предприятие должно соответствовать. К сожалению, Законом Республики Бе¬ларусь «О государственной экологической экспертизе» привати¬зируемые предприятия не отнесены к объектам обязательной экологической экспертизы. В то же время экологическая экспер-тиза предприятий, подлежащих приватизации, должна стать первостепенным организационно-правовым механизмом разра¬ботки обоснованной программы экологической санации и, в ко¬нечном счете, обеспечения учета экологических интересов об¬щества в процессе приватизации.

Экологическая экспертиза позволит установить экологичес¬ки опасные предприятия, которые вплоть до проведения на них организационно-технических мер по экологической санации Должны быть исключены из перечня объектов, подлежащих приватизации. И в целом процесс приватизации должен быть поставлен под контроль природоохранных органов, которые устанавливают экологические нормативы для приватизирован¬ных объектов и сроки их реализации, а также обязаны осущес¬твлять регулярный надзор за соблюдением экологических стан¬дартов.

Процесс приватизации госсобственности, грамотно регули¬руемый госу-дарством, может способствовать улучшению эколо¬гической ситуации, решению задачи экологизации производ¬ства. Для этого необходимо разработать систему льгот для пред¬принимателей, способных предложить передовые природоох¬ранные и ресурсосберегающие технологии и взявших обяза¬тельство (в форме договора) реконструировать приобретаемое производство.

20.4. Свободное предпринимательство и развитие рынка экологических услуг и работ

Одним из основополагающих институтов смешанной экономики является свободное предпринимательство, основанное на частной собственности, рыночном способе организации хозяйства и оборота продукции. Гибкий, динамичный, быстро реагирующий, прибыльный бизнес необходим как движущая сила устойчивого экономического развития и одновременно как источник обеспечения техническими и финансовыми ресурсами, тре¬буемыми для решения экономических и неразрывно связанных с ними экологических проблем.

Если рассматривать развитие предпринимательской деятельности с позиций экологической безопасности, то следует отметить негативные и пози-тивные стороны этого процесса. К негативным относятся нередкое игнорирование предпринимате¬лями природоохранного законодательства с целью извлечения максимальных доходов путем экономии на экологических зат¬ратах; сокрытие фактов загрязнения окружающей среды, объемов реальных техногенных отходов; множественность точечных источников выбросов, слабо контролируемых государственными службами. Кроме этого, мировой опыт развития свиде¬тельствует, что на ранних этапах формирования свободного предпринимательства происходит как бы экологическая эк¬спансия бизнеса, обусловленная тем, что при отсутствии необхо¬димого механизма правового регулирования складывающиеся рыночные отношения провоцируют получение сверхприбылей за счет расточительной эксплуатации природных богатств.