3 Февраль 2011

Основы экологии и экономика природопользования




В частную собственность не передаются также земли, имеющие общегосударственное значение: земли общего пользования в населенных пунктах, занятые предприятиями транспорта, связи, предоставленные для нужд обороны, под заповедники и т.д., а также земли лесного и водного фондов и некоторые другие категории земель (например, участки, где есть разведанные месторождения полезных ископаемых и др.).

В соответствии с нашим законодательством право частном собственности на землю предоставляется гражданам Беларуси| для ведения личного подсобного хозяйства, для строительства и обслуживания жилого дома, для садоводства и частного строительства. Более того, регламентируется принудительное (по решению суда) изъятие земельных участков местными органами власти в случае использования земли не по целевому назначению. Препятствует спекуляции землей и ограничение размеров предоставленных в частную собственность земельных участков, В соответствии с логикой рыночных отношений земли, находящиеся в частной собственности, могут передаваться по наследству, продаваться, сдаваться в аренду. Разрешается также сдача участков в залог для получения кредитов в банках, имеющих лицензию на ведение залоговых операций.

Земля в Беларуси может быть в частной собственности и юридических лиц (их собственников), в том числе и зарубежных, eс ли на этой земле располагаются приватизированные данными лицами производственные объекты или объекты по оказанию ус¬луг. Юридическим лицам могут быть проданы и земельные участки для строительства и эксплуатации необходимых для Респуб¬лики Беларусь предприятий при осуществлении инвестицион¬ных проектов. Передача земли в собственность юридических лиц, в том числе и зарубежных, осуществляется за денежные средства в порядке, определяемом Президентом страны.

Такая регламентация масштабов приватизации земли в ус¬ловиях переходной экономики препятствует разбазариванию продуктивных сельхозугодий, наживе и незаслуженному обога¬щению на их перепродаже одних, обнищанию и безработице других, и поэтому имеет большую социальную значимость.

Приватизация в природопользовании в широком смысле это¬го понятия, помимо проблемы отношений собственности на при¬родные ресурсы, имеет и другой немаловажный аспект — эколо¬гический, связанный с задачами сохранения окружающей сре¬ды в процессе разгосударствления и приватизации государ¬ственных предприятий.

Под приватизацией подразумевается не только пере¬ход к частной собст-венности, но и более общий процесс смены собственника путем продажи или передачи на различных усло¬виях госсобственности коллективам, акционерам, иностранным фирмам, частным лицам. Названные субъекты хозяйствования в своей равноправной деятельности и здравой конкуренции бо¬лее всего отвечают требованиям цивилизованной рыночной эко¬номики. Рынок в современном его понимании отрицает монопо¬лию одной формы собственности, требует их многообразия, эко¬номического равноправия.

Приватизация госсобственности не является отечественным изобретени-ем. Активный процесс приватизации наблюдался в ря¬де западных стран в 80-е годы. Так, в период с 1981 г. по 1991 г. в Великобритании в частные руки перешли известнейшие метал¬лургические компании страны, приватизации подверглись не¬которые железные дороги, предприятия угольной промышлен¬ности, водоснабжения. Опыту Великобритании последовали Но-вая Зеландия (продажа государственной авиационной компа¬нии), Чили (приватизация телефонной компании). Продажа предприятий в то же время происходила и в других западноев¬ропейских государствах: ФРГ, Бельгии, Италии. Причинами приватизации послужили, с одной стороны, низкая рентабель¬ность денационализируемых объектов, с другой — потребность правительств в наличных средствах. Многие приватизирован¬ные компании резко повысили свою эффективность.

Политика в области приватизации в странах, вставших на путь рыночных преобразований, нацелена на получение дохо¬дов от продажи госсобственности, обеспечение занятости, мо¬дернизацию приватизируемых объектов покупателями, содей¬ствие региональному экономическому развитию, росту налого¬вых поступлений и т.п.

В Беларуси, хотя и медленнее, чем в соседних странах с пере¬ходной экономикой, тоже происходит процесс приватизации и разгосударствления предприятий. Б республике была принята Государственная программа приватизации, предусматривавшая завершение до 1997 г. приватизации госпредприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, разгосударствление предприятий деревообрабатывающей промышленнос¬ти, а также предприятий по переработке сельхозпродукции. Но процессы эти идут медленными темпами. За период 1991—1996 гг. было приватизировано 2122 объекта республиканской и коммунальной собственности, из них практически половину составили предприятия бытового обслуживания, торговли и общественного питания и только 244 объекта — промышленные предпри¬ятия. С 1996 г. эти процессы затормозились: из 900 намеченных в соответствии с годовой программой было приватизировано около 400 государственных объектов, в 1997 г. — 572, в 1998 г. — 418, в 1999 г. — 296 предприятий. На предприятия негосударственной формы собственности в 1999 г. пришлось 44 % всей произведен- ной в республике промышленной продукции, 68 % объема под¬рядных работ, 78 % розничного товарооборота. Однако привати¬зация остается одним из ключевых моментов реформиро-вания , экономики и в ближайшей перспективе, как следует из Концепции и программы развития промышленного комплекса Респуб¬лики Беларусь на 1998 — 2015 гг., процесс этот должен нарас¬тать.

Происходящие в обществе и госструктурах дискуссии по поводу приватизации связаны с тем, что передача объектов государственной собственности в частное владение затрагивает эко- комические, социальные и иные интересы отдельных граждан, коллективов, общества в целом.