3 Февраль 2011

Основы экологии и экономика природопользования




Отмечено также, что законодательством Респуб¬лики Беларусь могут устанавливаться иные виды экономичес¬кого стимулирования охраны окружающей среды и рациональ¬ного природопользования. Однако механизм реализации этих положений находится на стадии разработки.

В качестве иных мер экономического стимулирования воз¬можно установление повышенных норм амортизации основных производственных природоохранных фондов. Пересматривая нормы амортизационных отчислений на очистное оборудование, можно опираться на опыт стран, где подобная система давно ис¬пользуется (Японии, США, ФРГ и др.). Исходя из мирового опы¬та, оптимальным считается ежегодное списание 20—25 % его стоимости. Другим стимулирующим налоговым рычагом воздей¬ствия на предприятия может стать дифференцированная система повышенных налоговых ставок на очистное оборудование, кото¬рое используется после окончания срока его амортизации.

Как свидетельствует опыт России, предоставление налого¬вых льгот предприятиям может осуществляться и без внесения изменений в налоговое законодательство. Льготы по налогам, зачисленным в местный бюджет, могут предоставляться мес¬тными органами власти. Так, с 1993 г. были освобождены от на¬лога на прибыль, получаемую в результате природоохранной де¬ятельности, предприятия Ярославской области. Данная при¬быль может быть получена в результате сбора и утилизации эко¬логически опасных отходов, переработки и захоронения отхо¬дов промышленности, работ в области рекреационного природо¬пользования, реконструкции и наладки очистных сооружений, разработки технической документации, оценки выбросов и сбросов загрязняющих веществ и разработки программ по их снижению и т.п. Но для получения указанных льгот предприя¬тия должны были вести раздельный учет прибыли по перечис¬ленным видам работ и услуг.

Развитие льготного налогообложения экологичных видов продукции, работ и услуг целесообразно осуществлять с однов¬ременной компенсацией соответствующих потерь бюджета за счет введения косвенных налогов на экологически опасные изделия с целью реализации так называемого принципа «фискаль¬ной нейтральности».

Экологическими критериями регулирования системы налогообложения могут выступать:

¦ степень соответствия фактического уровня ресурсопотребления и ре-сурсосбережения мировым удельным нормативам (по. номенклатуре продукции, ресурсов);

¦ соблюдение нормативных нагрузок на состояние окружающей среды;

¦ выполнение мероприятий по соблюдению территориальных лимитов природопользования;

¦ обеспечение необходимых темпов структурной перестройки производственных структур с учетом экологических факторов;

¦ уровень освоения капитальных вложений на природоох¬ранные цели, оцениваемый с учетом их эффективности.

Льготное налогообложение с учетом экологических факторов может предусматривать уменьшение суммы облагаемого дохода, прямое сокращение налогов с использованием соответ¬ствующих коэффициентов, а также полное или частичное осво¬бождение плательщика от платежей. С целью стимулирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области охраны окружающей среды и рационального использо¬вания природных ресурсов есть предложения предусмотреть скидки с дохода предприятий для налогообложения в первый год в размере до 100 %, включая текущие и капитальные затра¬ты. Известно, что в США налоговая система стала фактором, способствующим возникновению в промышленности сектора НИОКР, ведущее место в котором занимают исследовательские институты, созданные за счет вкладов фирм, освобожденных от нало-гообложения.

Указанные льготы по налогообложению могут предостав¬ляться в зависимости от типа предприятий, видов потребляе¬мых природных ресурсов, характера и объемов выпускаемой продукции с учетом степени воздействия на окружающую сре¬ду. Для этого необходима разработка поправочных коэффициен¬тов к действующим налогам исходя из сертификации продук¬ции и услуг по экологическому признаку.

Необходимость привлечения предпринимательской актив¬ности для решения экологических проблем также требует совер¬шенствования финансово-кредитной и налоговой политики, для чего должны быть предприняты следующие меры:

¦ снижены налоговые ставки и расширена налоговая база за счет учета всех субъектов хозяйствования и специфики их дея¬тельности, более равномерного распределения налогов среди всех категорий потенциальных налогоплательщиков, что обеспечит условия для увеличения общего объема инвестиционных ресурсов и финансирования природоохранного бизнеса;

¦ начата разработка льготной кредитно-финансовой полити¬ки, направленной на приоритетное субсидирование природоох¬ранных мероприятий с целью привлечения предпринимательс¬кой активности, в том числе установление льготного кредитова¬ния работ по созданию рециклинговых фирм по переработке, утилизации и другим формам использования всех видов отходов;

¦ созданы благоприятные условия льготного кредитования для малых и средних фирм, оказывающих посреднические ус¬луги по размещению и продаже отходов, а также фирм по про¬изводству экотехники и экотехнологий.

Реформирование нашей экономической модели немыслимо без совершенствования ценовой политики. Существовавшая ра¬нее система цен была ориентирована на дешевизну и доступ¬ность природных ресурсов, не учитывала требований экологиза¬ции производства, поскольку расходы на оздоровление окружа¬ющей среды не находили должного отражения в производствен¬ных затратах.

Уместно вспомнить предостережение по этому поводу док¬тора Э. Вайцзекера, который заметил: бюрократический социа¬лизм рухнул потому, что не позволял ценам говорить экономи¬ческую правду, а рыночная экономика может погубить себя и окружающую среду, если не позволит ценам говорить экологи¬ческую правду.17

Расточительное использование природных богатств на тер¬ритории быв-шего СССР в последние ТО лет в значительной сте¬пени было обусловлено господством «безрентных» цен на продукцию природоэксплуатирующих отраслей.