3 Февраль 2011

Основы экологии и экономика природопользования




Намечается также реструктуризация и санация пред¬приятий с учетом экологического фактора, переход на международные стандарты технологических процессов производства продукции, что обеспечит включение Беларуси в мировую эко¬номику и систему международной экологической безопасности.

Для реализации одного из основных принципов устойчивого развития — рационального экономного использования природных ресурсов, обеспечения здоровой среды обитания настоящего и буду¬щих поколений — Концепцией и программой развития промышлен¬ного комплекса Республики Беларусь на 1998—2015 гг. допускается достижение роста промышленного производства на 1 % при условии ужесточения удельных экологических нагрузок (лимитов)

0,2 %. Чтобы выполнить это условие, необходимо реализовать це¬лый ряд технических, технологических, организационных и эко¬номических решений, среди которых важнейшие:

¦ снижение выбросов оксидов серы и азота за счет перевода на сжигание природного газа и совершенствование процессов сжигания топлива;

¦ разработка и внедрение нетрадиционных экологически чистых методов производства энергии (солнечной, ветровой, би¬омассы и др.);

¦ обеспечение производства и использования низкосернис¬того мазута в необходимом объеме;

¦ стимулирование разработки и внедрения безопасных, эколо¬гически чистых и эффективных технологий в промышленности;

¦ оснащение не менее 40 % стационарных источников выб¬росов пылегазоочистным оборудованием;

¦ выполнение международных соглашений по прекращению использования веществ, разрушающих озоновый слой;

¦ обеспечение создания автоматизированной системы мони¬торинга за-грязнения атмосферы;

¦ совершенствование комплексной водохозяйственной дея¬тельности (создание органа государственного управления с соче¬танием территориального и бассейнового принципа), развитие работ по составлению бассейновых схем использования и охра¬ны поверхностных и подземных вод в увязке с другими природ¬ными ресурсами (почвой, воздухом и др.);

¦ улучшение системы сбора, обобщения и оценки данных о состоянии вод (мониторинг водной среды), включая оценку ан¬тропогенных изменений водных ресурсов на основе научных ис¬следований;

¦ проведение мероприятий по более глубокой очистке сточ¬ных вод (ввод новых мощностей очистных сооружений, рекон¬струкция и модернизация действующих в соответствии с про¬грессивными технологиями, внедрение мало- и безводных тех¬нологий);

¦ завершение создания водоохранных зон рек, озёр и искус¬ственных водоемов на расстоянии до 500 м от уреза воды, уста¬новление в защитных зонах жесткого регламента земле- и водо¬пользования, запрет строительства производственных объектов, имеющих выбросы и стоки, и т.д.

20.2. Совершенствование налогового и ценового регулирования экологической сферы

В условиях переходной экономики в реализации экологичес¬кой политики все более приоритетными становятся экономические рычаги регулирования сферы природопользования, и в пер¬вую очередь — формирование экологически ориентированных налоговой системы и механизма ценообразования.

Долгосрочная программа экологизации налоговой системы должна объединять, по мнению специалистов, поэтапную реа¬лизацию следующих задач:

¦ последовательное повышение доли налогов на использова¬ние природно-ресурсного потенциала в совокупных налоговые поступлениях в республиканский и местные бюджеты;

¦ расширение базы природно-ресурсного налогообложение за счет введения налогов на использование ассимиляционного потенциала окружающей среды;

¦ введение акцизов на товары и услуги, потребление которых сопряжено с повышенным экологическим риском;

¦ расширение налоговых льгот для предприятий и организа¬ций, осваи-вающих производство экологически безопасных из¬делий или применение замкнутых (малоотходных) технологий;

¦ ограничение прямого и косвенного субсидирования природоемких и опасных для окружающей среды видов хозяйственной деятельности.

Суть этих преобразований состоит в переходе от существующего пре-имущественно косвенного налогообложения к прямому природно-ресурсному. Однако трудности переходного периода, связанные с отсутствием реальных рыночных отношений, монополизмом отдельных производителей, разбалансированностью финансовой системы, высоким уровнем инфляции, затрудняют перестройку налоговой системы по всем отмеченным выше направлениям. Возможным в ближайшее время представляется изменение налогообложения таким образом, чтобы оно реальна стимулировало природосберегающие способы хозяйствования.

Как показала практика, введение экологического налога (платежей за загрязнение окружающей среды) оказалось мерой с ограниченной эффективностью, так как платить зачастую выгоднее, чем строить природоохранные объекты. В принципе любые формы экономического принуждения, каковыми и являются экологические налоги и штрафы за загрязнение, ослабляют пружины рыночной экономики. Экоразвитие нельзя осуществлять лишь (или преимущественно) методами негативной мотивации, посредством санкций, поскольку, будучи средством принудительного характера, они не создают внутренних побудительных мотивов и просто повышают издержки производства. На Западе эти методы более эффективны в силу развитости конкурентной среды и невозможности компенсировать экологические издержки ростом цен.

В новой редакции законопроекта «Об охране окружающей среды» заложены правовые основы налогового регулирования природопользования методами позитивной мотивации, эконо¬мического стимулирования. Статья 79 законопроекта преду¬сматривает предоставление юридическим лицам и индивиду¬альным предпринимателям кредитных, налоговых и иных льгот при внедрении малоотходных, безотходных, энерго- и ре¬сурсосберегающих технологий, специального оборудования, снижающего вредное воздействие на окружающую среду, пере¬работке отходов производства и потребления, использовании вторичных ресурсов и осуществлении иной природоохранной деятельности.